Найти тему
КРАСНЫЙ СЕВЕР

«Хочу, чтобы все знали про город на Полярном круге». Художник Михаил Канев воссоздал в картинах историю Салехарда

Оглавление

Его художественные работы помогают заглянуть в прошлое Салехарда и округа, представить, как жили люди несколько столетий назад. «Художник исторической направленности» — так называет себя Михаил Канев.

Как коренной северянин, представитель зырянского народа, он считает, что обязан запечатлеть родной город. Таким, каким он был и есть на самом деле.

– Я отдаю предпочтение не художественному вымыслу, не фантазии, а конкретным фактам и свидетельствам, которые черпаю из архивов, исторической литературы и своих воспоминаний, — говорит Михаил Васильевич. — Без истории и культуры город — просто населённый пункт, вокзал, на который заскочили на пару часов и уехали. Не более того.

Михаил Канев — художник, скульптор, автор поэтических и прозаических произведений. Родился 19 ноября 1956 года в Салехарде. В 1981 году окончил художественное отделение Салехардского культурно-просветительного училища, где остался преподавать, в 1988-м — художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института имени Горького. С 1996 по 2003 гг. — педагог дополнительного образования по классу «Резьба по кости и дереву» на Станции юных техников. В 2003 году стал директором культурного центра «Наследие», в 2007-м возглавил центр «Обдорский острог».

Художник мечтает, что когда-нибудь в каждой гостинице окружной столицы на стенах будут висеть работы местных художников, в том числе и его, чтобы у приезжих и туристов сразу отложилось в голове, что Салехард — город с очень богатой историей. И появился он не тогда, когда на Ямале нашли нефть и газ, а значительно раньше.

– В начале 2000-х я часто проводил экскурсии, на которых бывали иностранные делегации. И люди искренне удивлялись, что и сотни лет назад в этом суровом крае, оказывается, жили, творили, любили. Моя миссия — рассказывать об этом, в том числе через картины.

-2

Михаил Канев. Фото: Василий Петров

Музейное воспитание

Любовь к искусству у Михаила Васильевича проявилась в детстве, которое было необычным. Вместо детского сада он посещал… музей.

– В семье росли пятеро детей. Старшие ходили в школу, младшего брата родители отдали в ясли, а меня в сад не взяли — не было места. Тогда же приболела бабушка Саша, мать отца. Вот меня, пятилетнего, и отвели к ней, чтобы присматривал, пока дядя Стёпа на работе, — вспоминает он. — Степан Георгиевич Канев был научным сотрудником в краеведческом музее, много писал акварелью и маслом. Улицы Салехарда, портреты оленеводов и ветеранов, речные причалы — весь дом был украшен его картинами. Когда бабушка поправилась, дядя Стёпа стал брать меня с собой. Я рисовал понравившиеся экспонаты, например, голову моржа на стене или белого медведя, стоящего в углу, — «срисовывал» с натуры. Часто подолгу разглядывал огромную картину на стене — «Пленение Ваули Пиеттомина» Ивана Истомина. Впитывал информацию, как губка. И сейчас помню все снимки, которые видел тогда. Их, может, и в природе уже нет — испортились, пожелтели, а у меня в голове они остались.

-3

«Годовальщики на Обдоре». Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

Примерно в это же время будущий педагог и художник познакомился с творчеством прадеда. Когда-то Василий Васильевич Канев держал свою пекарню, снабжал хлебом и выпечкой обдорян, активно участвовал в знаменитой Обдорской ярмарке. А в 1907 году увлёкся фотографией.

– Ему тут же дали кличку «снимачес», в переводе с зырянского «фотограф», — отмечает собеседник. — У бабушки хранился сундучок с его снимками. Помню среди них фотографию дочери Павла Фёдоровича Тележкина, управляющего торговым домом купца Корнилова. Люди, дома, повозки, олени, улицы — я мог рассматривать эти фотокарточки часами. Некоторые из них целы до сих пор.

-4

«Резиденция князя Тайшина». Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

Об экскурсиях Канева по прошлому окружной столицы ходят легенды. В комплексе «Обдорский Острог» в своё время побывали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, главы городов Сибири, все иностранные делегации, посетившие окружную столицу.

Выбор профессии

К творчеству Михаила Канева тянуло всегда, но окончательно с профессией он определился только после армии. На дворе был 1977 год.

— Я тогда «болел» флотом, собирался поступать в мореходное училище в Новороссийске. Можно сказать, уже упаковывал чемодан, как вдруг на глаза попала газета «Красный Север», в ней объявление о наборе на художественное отделение в Салехардское культпросветучилище. Это было что-то новенькое. Решил разузнать, что к чему, — вспоминает он. — Встреча с директором Ниной Петровной Коломниковой всё расставила по местам. Я остался дома.

Мало того, после окончания училища Михаил Васильевич начал в нём преподавать. Именно его называют родоначальником ямальской школы косторезного искусства и резьбы по дереву.

-5

Скульптура «Метель». Бивень мамонта. Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

– А ведь тогда толком не было ни материалов, ни станков, ни инструментов. Что-то привозил из Омска, когда возвращался с сессий, что-то из Петербурга, куда ездил со студентами. Оленьи рога мы доставали на забойке. А брошенные строения 501-й стройки превращали в мастерские.

В середине 90-х педагог написал авторскую программу для студии резчиков по дереву и кости и устроился на работу на Станцию юных техников. Результаты были потрясающие: его ученики часто побеждали или занимали призовые места в конкурсах разного уровня, в том числе международных.

– Ребят награждали поездкой в Италию, путёвками на море и так далее. Много ездил по округу, рассказывая коллегам о внедрении национально-регионального компонента в школах. За все эти достижения стал почётным работником общего образования России, — рассказывает Михаил Васильевич. — Но самым приятным было то, что многие ребята продолжили заниматься искусством, поступили в местное училище культуры, где преподавал мой же ученик Родион Бекшенёв. Вот такая связь поколений.

-6

Скульптура «Выстрел из лука». Дерево. Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

В 2003 году наш собеседник стал руководителем культурно-досугового центра «Наследие», а в 2007-м возглавил культурный центр «Обдорский острог». К тому времени он вновь окунулся в творчество: выставки, экскурсии по острогу, сотрудничество с журналами «Обская радуга» и «Северяне», начал открывать исторические проекты.

– Это была очень интересная работа — вникать в суть материалов и иллюстрировать их. Для художника такие задания как живой родник. А экскурсии! У нас бывали первые лица государства, иностранные гости города и округа, известные люди. Такое общение дорогого стоит.

Работы Канева экспонировались на городских, окружных, всероссийских и зарубежных выставках. Член Союза художников России с 2005 года, народный мастер декоративно-прикладного искусства и ремёсел Ямала, лауреат Специальной премии Губернатора ЯНАО, награждён благодарностью министра культуры РФ, высшей муниципальной наградой «За выдающиеся заслуги перед городом Салехардом».

-7

Мифы, легенды, предания, сакральные знаки помогают раскрыть особенности культуры коренных народов Севера, но и загадок остаётся ещё много. Для художника это неиссякаемый источник вдохновения. Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

В искусство – с головой

Примерно в это же время в Салехарде начали происходить глобальные перемены.

– Он рос как на дрожжах. Старый город уходил, возводили новые здания, дома. Хотелось «поймать» этот момент, запечатлеть. Работа с костью ушла на второй план, я начал писать, а ведь уже почти пятьдесят исполнилось, — вспоминает Михаил Васильевич. — Тогда же появилось много хорошей исторической литературы с разными комментариями учёных. Моя жена занимала должность директора Централизованной библиотечной системы Салехарда, в краеведческий отдел поступали уникальные издания, и я начал знакомиться с исторической литературой. Разбивал отпуск на четыре части, чтобы углублённо их изучать и писать картины. Причём историю Ямала рассматривал в контексте истории российской. Цеплялся за тему, забывая про всё на свете.

Благодаря этим знаниям и детским воспоминаниям, Михаилу Васильевичу удавалось и удаётся так чётко воссоздать облик прошлого Салехарда в своих работах. «Обдорские дворики» — тому подтверждение. Это первый проект, посвящённый истории окружной столицы. С него и началась акварельная жизнь художника Канева.

-8

Серия «Обдорские дворики» — это картины-реконструкции старого Обдорска, его купеческих и мещанских домов, улочек. Они переносят нас в прошлое и позволяют увидеть, как изменился город. Автор: Михаил Канев

– Потом я «заболел» проектом «Из века в век». Цикл посвящён истории развития государственности в низовьях Оби. Охватил большой временной пласт — с 12-го по 17-й век. Писал маслом, потому что в основном это крупные работы, — отмечает мастер. — Некоторые полотна продублировал в акварели, и они смотрятся совсем по-другому.

Такой дубляж очень полезен, считает художник. Например, у него создано целых четыре варианта картины «Обдорская ярмарка». Получился собирательный образ, событие представлено с разных ракурсов.

– Во всех четырёх неизменно одно — историческая достоверность. Вплоть до избушек — где какие стояли. Вдохновлялся старыми фотографиями, читал воспоминания Ивана Шемановского, листал альбом Михаила Знаменского.

-9

Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

С особым интересом художник принялся за проект «Легенды Обдора».

– Мифы, предания — это же кладезь премудрости. Культура коренных северных народов особенная, самобытная. Когда углубился во всё это, столько вдохновения нашёл и образов, что до сих пор не отпускает. Не зря этнические темы так востребованы, им посвящают фестивали разных уровней, участником которых был и я. Из этого проекта вылился следующий — «Арктическая одиссея». Этнофутуризм до сих пор одно из моих любимых направлений.

Именно сейчас, на пенсии, Михаил Канев по-настоящему счастлив, потому что всё своё время посвящает любимому делу. Возвращаться к резьбе по кости и дереву он не планирует. Да и мастерской, где бы можно было это делать, нет.

– А мастер без помещения, станков и инструментов — никто и звать его никак. Дома же не будешь вырезать и работать фрезой — пыль поднимется такая, что мама не горюй. Так что с 2003 года я с этим завязал, хотя в фестивалях «Легенды Севера», «Полярная рапсодия» и «Душа Севера» продолжал участвовать, — отмечает мастер. — Теперь занимаюсь живописью, некоторые картины храню на даче. Моя коллекция постоянно пополняется.

-10

«Загадка Усть-Полуя». Автор: Михаил Канев. Фото: Василий Петров

Свой 65-й день рождения Михаил Канев отметил проектом «Сказ о древней старине и Обдорской стороне», представив его на выставке в новом выставочном зале окружного Дома ремёсел.

– Сейчас работаю над поэтическим сборником с таким же названием, в нём будут мои же иллюстрации. Но самое интересное, чем больше углубляюсь в историю, тем больше убеждаюсь, что Салехарду вовсе не 426 лет. Он старше. И от осознания этого у меня дух захватывает, — признаётся художник. — Я так хочу, чтобы весь мир узнал, какой у нас историчный город. Город, в котором жили мои предки и в котором живу я.

Текст: Елена Кузнецова

Журнал «Северяне», №1