Найти в Дзене
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

История из моей практики. О том, что дети с РАС и УО «ничего не понимают»

Хочется поделиться с вами одной короткой, но очень поучительной историей. Произошла она несколько лет назад, но я запомнила её на всю жизнь.

В те времена, когда я обучалась своей профессии, мне случилось проходить практику в детском саду (в качестве наблюдателя), в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста, 6-8 лет. Ребята были с диагнозами ЗПР, РАС, нарушения интеллекта.

Моя история - о мальчике с РАС, и возможно (со слов воспитателей) с нарушением интеллекта. С заключениями нам, как практикантам, знакомиться не давали.

Ребёнок, в силу своих особенностей, никогда не участвовал в групповых занятиях, не выполнял задания/упражнения по показу, практически не отвечал на вопросы, не взаимодействовал с другими детьми и предпочитал находиться в одиночестве, играя с игрушками, и делая им "домик" из кухонной прихватки (как в сказке про варежку). На более динамичных занятиях он лежал на полу и не включался в общую деятельность. При этом, мог на память рассказывать сказки в стихах, которые ему читали дома.

Таким образом, педагогический состав пришёл к выводу о том, что ребёнок, мягко говоря, мало что понимает, не хочет заниматься, ленится, его надо заставлять силой...

На одном из таких динамичных занятий - на физкультуре, младший воспитатель решила "помочь" ребёнку и провести с ним "индивидуальную работу" (помним о том, что у мальчика РАС). То есть подняла ребёнка с пола, и невзирая на его отчаянный протест, стала выполнять двигательные упражнения его руками, ногами и головой.

Первые несколько минут ребёнок кричал, сопротивлялся, вырывался. Затем произошло следующее: мальчик вырывается из рук взрослого, падает на пол лицом вниз, закрывает лицо руками, и с плачем и глубокой горечью громко произносит всего одну фразу:

- ЗАЧЕМ ВЫ НАДО МНОЙ ИЗДЕВАТЕСЬ?!

Фото из открытых источников. Взято с сайта: news.myseldon.com
Фото из открытых источников. Взято с сайта: news.myseldon.com

Не знаю, как на работников детского сада, но на меня эта реплика, сказанная в такой ситуации ребёнком-аутистом (про которого думают, что он ничего не понимает) произвела неизгладимое впечатление. Возможно, что кроме меня, этого никто не запомнил.

Понимаете, насколько некомфортно было ребёнку, с телом которого производят насильственные манипуляции? И мальчик, которого все считают умственно отсталым, осознаёт и интерпретирует данные действия взрослого, как издевательство. Возможно, что ему очень тяжело находиться среди шума и сверстников, возможно (а это так и есть) – ему сложно чувствовать своё тело и управлять им, возможно – у него повышенная чувствительность к прикосновениям, от которых он испытывает почти физическую боль, и ещё много таких "возможно..", которые не учитываются окружающими взрослыми.

Самая большая ошибка взрослых - твёрдая уверенность в том, что если ребёнок-аутист практически не говорит и не выполняет инструкции – значит, он ничего не понимает, и поэтому можно вести себя как угодно по отношению к нему, всё равно ведь не поймёт...

Это не так. Многие дети чувствуют и понимают гораздо больше, чем вы думаете. Отсутствие внешней реакции на происходящие события, не означает того, что у ребёнка отсутствует и внутренняя реакция на них. Просто по каким-то причинам, ребёнок не может проявить её наружу, сделать видимой для окружающих. Хочет, но не может.

Помните об этом всегда. И просто относитесь уважительно и с любовью ко всем детям, с которыми работаете.
________________________________

Разбор ситуации в целом с точки зрения педагога, а также о методах обучения детей читайте в следующей статье:

Как «заставить» детей с РАС что-то делать, если не через насилие? Поговорим о методах обучения
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 октября 2022

Мои статьи на похожие темы:

Несколько «нужно» и «нельзя» в обучении ребенка с нарушением интеллекта
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ19 апреля 2022
Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ12 ноября 2021
Может быть, у ребенка не аутизм? Какие проявления точно указывают на РАС, а над какими стоит задуматься
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 июля 2021
О разнице между общением и социализацией. Что самое важное в обучении особенного ребенка?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ28 июня 2021
Что дефектолог или педагог не должен допускать в общении с особенными детьми и их родителями?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ18 июня 2021
Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 мая 2021
Аутизм + умственная отсталость. Почему могут неправильно поставить диагноз? Разбираемся.
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ21 апреля 2021

===============================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru