Хочется поделиться с вами одной короткой, но очень поучительной историей. Произошла она несколько лет назад, но я запомнила её на всю жизнь.
В те времена, когда я обучалась своей профессии, мне случилось проходить практику в детском саду (в качестве наблюдателя), в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста, 6-8 лет. Ребята были с диагнозами ЗПР, РАС, нарушения интеллекта.
Моя история - о мальчике с РАС, и возможно (со слов воспитателей) с нарушением интеллекта. С заключениями нам, как практикантам, знакомиться не давали.
Ребёнок, в силу своих особенностей, никогда не участвовал в групповых занятиях, не выполнял задания/упражнения по показу, практически не отвечал на вопросы, не взаимодействовал с другими детьми и предпочитал находиться в одиночестве, играя с игрушками, и делая им "домик" из кухонной прихватки (как в сказке про варежку). На более динамичных занятиях он лежал на полу и не включался в общую деятельность. При этом, мог на память рассказывать сказки в стихах, которые ему читали дома.
Таким образом, педагогический состав пришёл к выводу о том, что ребёнок, мягко говоря, мало что понимает, не хочет заниматься, ленится, его надо заставлять силой...
На одном из таких динамичных занятий - на физкультуре, младший воспитатель решила "помочь" ребёнку и провести с ним "индивидуальную работу" (помним о том, что у мальчика РАС). То есть подняла ребёнка с пола, и невзирая на его отчаянный протест, стала выполнять двигательные упражнения его руками, ногами и головой.
Первые несколько минут ребёнок кричал, сопротивлялся, вырывался. Затем произошло следующее: мальчик вырывается из рук взрослого, падает на пол лицом вниз, закрывает лицо руками, и с плачем и глубокой горечью громко произносит всего одну фразу:
- ЗАЧЕМ ВЫ НАДО МНОЙ ИЗДЕВАТЕСЬ?!
Не знаю, как на работников детского сада, но на меня эта реплика, сказанная в такой ситуации ребёнком-аутистом (про которого думают, что он ничего не понимает) произвела неизгладимое впечатление. Возможно, что кроме меня, этого никто не запомнил.
Понимаете, насколько некомфортно было ребёнку, с телом которого производят насильственные манипуляции? И мальчик, которого все считают умственно отсталым, осознаёт и интерпретирует данные действия взрослого, как издевательство. Возможно, что ему очень тяжело находиться среди шума и сверстников, возможно (а это так и есть) – ему сложно чувствовать своё тело и управлять им, возможно – у него повышенная чувствительность к прикосновениям, от которых он испытывает почти физическую боль, и ещё много таких "возможно..", которые не учитываются окружающими взрослыми.
Самая большая ошибка взрослых - твёрдая уверенность в том, что если ребёнок-аутист практически не говорит и не выполняет инструкции – значит, он ничего не понимает, и поэтому можно вести себя как угодно по отношению к нему, всё равно ведь не поймёт...
Это не так. Многие дети чувствуют и понимают гораздо больше, чем вы думаете. Отсутствие внешней реакции на происходящие события, не означает того, что у ребёнка отсутствует и внутренняя реакция на них. Просто по каким-то причинам, ребёнок не может проявить её наружу, сделать видимой для окружающих. Хочет, но не может.
Помните об этом всегда. И просто относитесь уважительно и с любовью ко всем детям, с которыми работаете.
________________________________
Разбор ситуации в целом с точки зрения педагога, а также о методах обучения детей читайте в следующей статье:
Мои статьи на похожие темы:
===============================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы
Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru