В этой статье мы рассмотрим Facebook, чтобы определить, стоит ли его покупать, продавать или удерживать.
Facebook - технологическая компания, основанная в 2004 году и базирующаяся в Менло-Парке, Калифорния. Хотя материнская компания известна как Meta Platforms, основная платформа социальных сетей, Facebook, остается прежней.
История компании Facebook
Первоначально компания была названа TheFacebook основателями Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Эндрю Макколлумом, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом, соседями по комнате и студентами Гарварда. В конце концов в 2005 году они сменили название на Facebook и приобрели домен facebook.com за 200 тысяч долларов.
Первоначально Facebook был запущен для колледжей и университетов, чтобы создать дефицит. Первым был Гарвард, за ним последовали Стэнфорд, Колумбия и Йель. К концу 2004 года они уже достигли своего миллионного пользователя. К концу 2005 года у компании было 2000 колледжей и 25 000 средних школ по всей территории США, Канады, Мексики, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии. 26 сентября 2006 года Facebook открылся для всех с ограничением, что вам должно быть 13 лет или старше.
В 2005 году их первая инвестиция поступила от Питера Тиля, который вложил 500 000 долларов в 10,2% акций компании. Тиль был соучредителем PayPal и Palantir. Его венчурная компания Founders Found инвестировала в другие компании, включая Stripe, Airbnb, Spacex, Spotify, Twilio, Lyft, Asana, Oculus и другие.
В 2007 году Facebook запустила Facebook Ads - механизм получения дохода, который помог превратить социальную сеть в высокорентабельное глобальное предприятие.
В 2009 году кнопка “мне нравится” была представлена в виде значка “большой палец вверх”. Это позволило пользователям быстро взаимодействовать с обновлениями статуса, комментариями, фотографиями и видео. После нажатия платформа представит пользователю аналогичный контент. Эта функция, хотя и небольшая и простая, увеличила ежедневную активность пользователей. Поскольку контент стал адаптироваться к интересам пользователей, это привело к тому, что пользователи стали возвращаться к нему чаще.
В феврале 2012 года компания стала публичной по цене около 38 долларов за акцию. Цена акций в конечном итоге упала до 22 долларов за акцию к сентябрю и, наконец, превысила 40 долларов в августе 2013 года. Это показывает, что даже IPO популярных технологических компаний могут стартовать очень медленно. К октябрю 2015 года акции, наконец, поднялись выше 100 долларов за акцию.
В октябре 2021 года Facebook сменил свое название на Meta Platforms, поскольку перешел к созданию метавселенной. Изменение названия не повлияло на название платформы социальной сети Facebook, вместо этого это общее название, похожее на Alphabet и Google. Alphabet - это зонт, а Google - платформа.
В ноябре 2021 года Facebook заявила, что прекратит таргетинг рекламы на основе данных, связанных со здоровьем, расой, этнической принадлежностью, политикой, религией и сексуальной ориентацией.
В феврале 2022 года количество DAU (ежедневных активных пользователей) сократилось впервые за 18-летнюю историю компании. Число пользователей DAU снизилось с 1,930 млрд до 1,929 млрд пользователей. Причина в том, что все больше потребителей отворачиваются от Facebook и используют TikTok и YouTube.
Бизнес-модель Facebook
Как Facebook зарабатывает деньги?
Facebook генерирует в основном весь свой доход за счет рекламы. Те из вас, кто знает меня, знают, что я люблю как B2C, так и B2B SaaS (Программное обеспечение как услуга). Постоянный доход без затрат на цепочку поставок или складские запасы. Высокая масштабируемость и высокая прибыльность. Есть две другие бизнес-модели, которые я считаю еще более масштабируемыми.
1) Комиссия за транзакцию: такие компании, как PayPal, Square и Adyen, взимают небольшую комиссию за каждую транзакцию. Гонорары невелики, что означает, что они редко оспариваются. Другими словами, большинство людей платят сборы, не поднимая шума и не требуя снятия сборов. Чем больше транзакций совершают потребители, тем больше денег генерируют эти компании. Хотя SaaS - это установленная ежемесячная или годовая плата, комиссия за транзакции не имеет ограничений. Количество транзакций может продолжать расти, и конца этому не видно.
2) Реклама: Google и Facebook получают значительный доход за счет рекламы. Подобно бизнес-модели с оплатой транзакций, не существует ограничений на количество денег, которые компании потратят на размещение своей рекламы перед потребителями. И чем больше компаний конкурируют за рекламное пространство, тем выше затраты на рекламу. Проблема заключается в том, что создать платформу с такой огромной аудиторией, как Google или Facebook, чрезвычайно сложно.
Хотя реклама является основным источником дохода, Facebook приобрела другие бизнес-модели, которые либо улучшают или расширяют саму социальную сеть, либо диверсифицируют ее за счет других каналов получения дохода.
Вот список самых популярных приобретений Facebook. Более подробный список можно найти здесь.
2009 – FriendFeed – платформа социальных сетей и агрегатор новостей
2010 – Octazen Solutions - малазийский стартап по импорту контактов
2010 – Divvyshot - Платформа для обмена фотографиями
2012 – Instagram – Платформа для обмена фотографиями
2013 - Storylane – Платформа для обмена блогами
2013 – Onavo – Израильская аналитическая компания
2014 – WhatsApp – приложение для обмена мгновенными сообщениями
2014 – Oculus – Компания VR (виртуальной реальности)
2020 – Приобретена 9,9%-ная доля в Jio - индийской телекоммуникационной компании
2020 – Kustomer – Платформа CRM
2021 – Downpour Interactive –
Компания по производству видеоигр в виртуальной реальности 2021 – Unit 2 Games – Компания по производству видеоигр
2021 – BigBox VR – Компания по производству многопользовательских игр
в виртуальной реальности 2021 – AI.Reverie - Компания по производству синтетических данных.
2021 – Фитнес–приложение в виртуальной реальности
Крупнейшими конкурентами Facebook с точки зрения платформы являются Google, YouTube, TikTok (частная компания) и Apple App Store.
Facebook 4Ms
MOS: Оценка 72/100 и MOS 79% показывают, что Facebook по-прежнему является финансово сильной компанией. Хотя квартальная выручка и чистая прибыль снизились, годовая выручка и чистая прибыль по-прежнему растут.
Значение: Как упоминалось ранее, бизнес-модель получения доходов от рекламы отличается высокой масштабируемостью и прибыльностью. Если вы можете создать бесплатную социальную платформу, лучший способ получения дохода - это предоставить компаниям возможность продавать рекламу. Также важно отметить, что Facebook уделяет большое внимание философии масштаба “покупай, прежде чем строить”. Большинство крупных публичных компаний будут покупать другие компании, чтобы быстрее масштабироваться, а не строить их самостоятельно. Вот как вы правильно масштабируете компанию. Некоторые из приобретений, которые они сделали в прошлом, включая Instagram, оказались разумными инвестициями. Проблема с моделями доходов от рекламы Facebook исходит от Apple. Новая функция IOS ATT приведет к тому, что выручка Facebook сократится примерно на 10 миллиардов долларов за один год. Это большой успех.
Ров: Вот тут-то и возникает большая проблема. Google, YouTube, TikTok и Apple Store отнимают долю рынка у Facebook. Первое снижение DAU за 18 лет - это серьезный тревожный сигнал. Также важно отметить, что TikTok удвоил свою базу пользователей по всему миру в период с 2019 по 2021 год, увеличившись с 291 миллиона пользователей до 655 миллионов пользователей.
Менеджмент: Потеря Шерил Сэндберг на посту главного операционного директора - это потеря, которую стоит отметить. Марк Цукерберг сказал, что Сандберг обладает способностью сбалансировать бизнес-стратегию с профессиональными отношениями. У нее уникальное сочетание высокого IQ (коэффициент интеллекта) и EQ (эмоциональный коэффициент). Как он утверждает: “Если вы получаете кого-то, кто отлично разбирается в стратегии или продукте, и он не является великим менеджером, это здорово. Если у вас есть кто-то, кто отлично справляется с одной из этих задач, вы нанимаете его каждый день. Я думаю, что просто исключительно редко можно найти людей, которые проявляют себя в обеих этих областях ”.
Я также только что закончил книгу Ким Скотт "Радикальная откровенность", которая занимала руководящие должности в Apple и вместе с Шерил в Google. Ким упомянула, что Шерил действительно была хорошим лидером. На самом деле, была особая ситуация, когда Ким столкнулась с личным вызовом дома, и Шерил проинструктировала Ким брать столько выходных, сколько ей нужно, не используя ВОМ. Когда ваши лучшие исполнители отвлекаются, в данном случае Ким является признанным активом команды, лучше всего дать им отгул, а не позволять им работать с эффективностью 50%. Этот лидерский шаг Шерил позволил Ким сделать шаг назад, перестать беспокоиться о работе, решить домашние вопросы и вернуться помолодевшей. Естественно, ваши не самые лучшие исполнители будут злоупотреблять отгулами, не связанными с ВОМ, как формой отпуска. Вот почему такие сильные лидеры, как Шерил, уже определили, кто является игроком категории “А”, а кто нет.
Теперь, возвращаясь к Цукербергу, может ли он вести своих сотрудников, клиентов и пользователей в метавселенную в одиночку или другой руководитель возьмет на себя ответственность, как это сделала Шерил с моделью доходов от рекламы? Метавселенная - это неизвестная территория для всех нас. В ближайшие годы нам предстоит многому научиться. Будем надеяться, что вход в метавселенную и возвращение в реальный мир не похожи на события, наблюдаемые в Event Horizon ;).
Финансовые показатели Facebook
Теперь давайте взглянем на финансовые показатели. Мудрый инвестор должен уметь читать отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и бухгалтерский баланс и в течение 60 секунд иметь довольно хорошее представление о том, как работает бизнес.
Выручка (указана в Отчете о прибылях и убытках)
2018: $55 млрд
2019 год: $70 млрд
2020 год: $85 млрд
2021 год: $117 млрд
Доходы постоянно увеличивались, что является отличным признаком.
Чистая прибыль (указана в Отчете о прибылях и убытках)
2018: $22 млрд
2019 год: $18 млрд
2020 год: $29 млрд
2021 год: $39 млрд
Чистая прибыль неуклонно растет с 2019 года, что является отличным знаком.
Прибыль на акцию (указана в Отчете о прибылях и убытках)
2018: 7.65
2019: 6.48
2020: 10.22
2021: 13.99
Рост EPS также неуклонно увеличивался с 2019 года, что является отличным признаком.
Свободный денежный поток (указывается в Отчете о движении денежных средств)
2018: $15 млрд
2019 год: $21 млрд
2020 год: $23 млрд
2021 год: $39 млрд
Свободный денежный поток постоянно увеличивался, что является отличным признаком.
Итого активов (отраженных в балансе)
2018: $97 млрд
2019 год: $133 млрд
2020 год: $159 млрд
2021 год: $165 млрд
Совокупные активы постоянно увеличивались, что является отличным признаком.
Итого обязательств (отраженных в балансе)
2018: $13 млрд
2019 год: $32 млрд
2020 год: $31 млрд
2021 год: $41 млрд
Общие обязательства увеличились, и это нормально.
Общая сумма долга (указана в балансовом отчете)
2018: $500 млн
2019 год: $10 млрд
2020 год: $10 млрд
2021 год: $13 млрд
Общий долг также увеличился, и это нормально. Одной из причин этого может быть приобретение других компаний.
Общий капитал (отраженный в бухгалтерском балансе)
2018 год: $84 млрд
2019 год: $101 млрд
2020 год: $128 млрд
2021 год: $124 млрд
Общий капитал выровнялся в 2021 году, и это нормально.
Являются ли акции Facebook (Меta) хорошей покупкой?
Хотя я уважаю сильные финансовые показатели и модель доходов от рекламы, самая большая проблема - это ров. Google, Youtube, TikTok и Apple - все они отнимают долю рынка у Facebook. Я по-прежнему верю, что Facebook будет приносить положительную прибыль в ближайшие годы, но, вероятно, не такую большую из года в год, как акции в прошлом. Когда рынок развернется после восстановления этого медвежьего рынка / рецессии, Facebook, скорее всего, принесет впечатляющую прибыль. Однако это может быть не долгосрочное удержание. Если и когда эти финансовые показатели изменятся в худшую сторону, самое время уходить, потому что крупные учреждения не останутся далеко позади.
Лично я не люблю социальные сети. Да, это позволило людям объединиться по всему миру, но, к сожалению, это вызвало много драмы и много боли. Если вы еще не видели "Социальную дилемму", ее стоит посмотреть, поскольку она затрагивает проблемы, связанные с социальными сетями.