Найти тему

Домашнее задание без слёз и истерик: 10 простых советов, как помочь ребёнку сесть за домашку

Оглавление

Задачи по математике, презентация по окружающему миру, доклад по истории, сочинение по литературе… И везде нужно ваше участие, иначе ребёнок просто-напросто не сядет за уроки. А если и сядет, то это обязательно в сопровождении истерики.

Многим детям нужна помощь родителей, чтобы сделать домашнее задание. И мы сейчас не о той помощи, где родители делают уроки вместо ребёнка. Нужно помочь ему составить расписание, выстроить мотивацию, разбить задания на этапы и расставить приоритеты. Это долгая и кропотливая, но очень важная работа.

В этой статье мы дадим 10 простых советов, как делать домашнее задание без слёз, криков и истерик.

Совет 1. Будьте рядом с ребёнком, но не «нависайте» над ним

Представьте ситуацию: вся семья собирается вокруг ребёнка, пока тот пишет условие задачи. Мама, папа сидят, как прозорливые птицы, и ждут, когда же ребёнок начнёт сбиваться, чтобы сразу подоспеть ему на помощь.

Ребёнку важно знать, что вы рядом и придёте на помощь. Но также ему нужно видеть, что у вас есть и свои дела. Поначалу проверяйте, как идут дела с домашкой, раз в 10–15 минут, потом увеличивайте этот интервал. Не стоит сидеть рядом с ребёнком и ждать, пока он начнёт «буксовать» — он должен сам отслеживать такие моменты.

Совет 2. Спросите, когда ребёнку хочется делать уроки

Вполне возможно, что у вашего ребёнка уже есть конкретный ответ на этот вопрос. Вместе сядьте, посмотрите на расписание, а потом — спросите: «Как и когда тебе было бы удобнее делать уроки?» Одним детям сначала нужно отдохнуть на прогулке, другим комфортно делать задания прямо в дороге на секцию, третьим — сразу после школы, в тишине, за своим рабочим столом.

-2

Совет 3. Обустройте рабочее место с учётом предпочтений ребёнка

Исследования говорят о том, что рабочее место, которое нравится нам визуально и за которым нам комфортно, повышает эффективность на 15–20 %. При обустройстве рабочего места ребёнок сам загорится желанием что-нибудь за ним делать — уроки и учебные проекты.

Совет 4. Чтобы положить конец истерикам, не бегите сразу «спасать» ребёнка

Это будет особенно трудно, если ребёнок уже привык, что вы всегда «под рукой» и ответите на любой его вопрос по домашней работе. Обратимся к пункту № 1 — будьте рядом, но не «нависайте» над ребёнком. Дайте ему пространство для самостоятельного преодоления препятствий — ведь для этого, на самом-то деле, и предназначена домашняя работа.

Поговорите с ребёнком и скажите, что, пока он делает уроки, вы заняты своими делами. Что вы рядом, но заняты, и не стоит дёргать вас каждые пять минут. Если вы до этого делали уроки вместе с ребёнком, он может начать хныкать и вопить ради того, чтобы вы пришли и «спасли» его от домашки. Но не бросайтесь сразу же на помощь: дайте время и пространство, чтобы ребёнок мог решить проблему сам.

Совет 5. Не «нависайте», но разговаривайте и цените усилия ребёнка

Заниматься своими делами, пока ребёнок делает уроки, вовсе не означает, что вы бросаете его на произвол судьбы. Просто не кидайтесь сразу же его спасать.

Но что важно — доверительные разговоры о том, как вы признаёте усилия своего ребёнка, оцениваете и хвалите его самостоятельность. Ребёнку важно знать, что вы действительно понимаете, какие усилия он прилагает.

Совет 6. Хвалите даже за небольшие успехи

Все мы любим, когда нас хвалят. Когда родитель замечает прогресс ребёнка, это стимулирует его и дальше двигаться в этом направлении. Не скупитесь на похвалу. Похвалите ребёнка, когда он закончит делать уроки, оцените его упорство — так он будет шаг за шагом двигаться к независимости и самостоятельности.

Совет 7. Начинайте с самого трудного

Один из рабочих советов, который подходит большинству детей, — предложить начать с самого сложного. Ресурсы нашего мозга, отвечающие за самоконтроль, лучше всего работают тогда, когда мы только приступаем к какой-либо работе. Домашки это тоже касается: сделать сложную задачу в начале гораздо легче, чем если оставить её под конец.

Совет 8. Организуйте условия для учёбы

Это касается не только рабочего места. Чтобы мозг хорошо работал, нужно смазывать его шестерёнки: ребёнок всегда должен пить достаточно воды, есть полезную и вкусную еду. Обстановка за рабочим местом должна быть тихая, без отвлекающих факторов: вариант, когда мама готовит ужин, а ребёнок за обеденным столом делает уроки, совершенно не подходит. Отвлечение даже на несколько секунд выбивает из колеи, и чтобы вернуться к заданию, приходится прилагать усилия. А это лишний раз утомляет.

-3

Совет 9. Съешьте слона

Ребёнок может воспринимать уроки не как задания по отдельным дисциплинам, которые надо делать чётко и последовательно, а как пресловутую «гору домашки». Разделите эту гору на конкретные пункты, чтобы ребёнок понимал, что именно ему нужно сделать.

Совет 10. Не делайте через силу

Это не значит, что после первого же «не хочу» от ребёнка надо закрыть уроки и сесть смотреть мультики. Сделайте столько, сколько удастся: если брать задания скопом ради хорошей отметки, ребёнок мало что поймёт, а такое давление ещё сильнее отобьёт желание садиться за уроки.

Чтобы делать уроки без слёз, криков и истерик, нужно развивать в ребёнке самостоятельность. Помогайте ему в начальной школе, периодически отслеживая, как идут дела. В средней и старшей школе в выполнение домашки вмешиваться не стоит: это важно для усвоения ребёнком материала и для того, насколько хорошо он его проработает именно самостоятельно.

Говорите с ребёнком, создавайте ему условия для учёбы, помогайте по мере своих сил и поддерживайте его самостоятельность. У вас всё обязательно получится!