Сегодня мы отмечаем 130 лет со дня рождения Лидии Васильевны Лопуховой (1892–1981), выпускницы Санкт-Петербургского императорского театрального училища, прима-балерины антрепризы С.П. Дягилева.
Лидия Лопухова – сестра Евгении и Федора Лопуховых, которые окончили Театральное училище раньше ее.
На сцене Мариинского театра, куда Лидию зачислили после окончания обучения в 1909 году, она протанцевала недолго. Приняв приглашение от Дягилева, в 1910 году уехала в Париж выступать в его втором балетном сезоне и на петербуржскую сцену уже не вернулась, хотя какое-то время получала жалование и даже продвижение по службе.
Уехав из России, она стала Лидией Лопоковой – так иностранцам легче было произносить ее фамилию – и попала в круговорот балетных турне: Европа, США, Латинская Америка…
Ее имя появлялось рядом с именами известных балерин «Русских сезонов» – Карсавиной, Павловой, Нижинской. Вместе с ними она занималась и в классе Энрико Чекетти.
По сути своего дарования Лидия Лопухова была деми-характерной танцовщицей, но исполняла и классические партии, например Аврору в «Спящей принцессе». Леонид Мясин ставил на нее партии в балетах «Женщина в хорошем настроении» и «La Boutique Fantasque».
В 1918 году труппа давала спектакли в Лондоне. Там Лидия Лопокова не только успешно станцевала главные партии в «Жар-птице» и «Петрушке», но и познакомилась со знаменитым уже к тому времени ученым-экономистом, лордом Джоном Мейнардом Кейнсом. После долгих ухаживаний она согласилась выйти за него замуж.
После замужества Лидия какое-то время еще выступала, но, когда муж заболел, она посвятила свою жизнь уходу за ним, а после его смерти жила практически затворницей еще более 30 лет.
В начале 1930-х Лидия Кейнс оказывала поддержку труппе Нинетт де Валуа Vic-Wells Ballet. К сожалению, мемуаров она не оставила, но в Англии изданы несколько книг о ней.
Все биографы отмечают такие черты ее характера, как живость и юмор, стойкость и верность.