Планировался отзыв на книгу Паоло Грасси «МОЙ ТЕАТР»
Но! Невозможно отзываться на книгу, которая не книга вовсе. Потому что это не текст. Это история. Вот и статью официально превращаю в эмоциональный отклик на историю!
Как говорил Гагарин…
Поехали!
Так же говорил? Ну, не суть.
Сначала введу в курс дела.
Паоло Грасси — театральный деятель послевоенного времени. Италия, фашизм уходит, прихватив благоустройство Милана, набирает силу социализм, а Грасси со своим театром! Говорит, надо восстанавливать. Надо свой театр, местный
(Прикиньте, раньше не было такого, чтобы конкретный театр-конкретная труппа-конкретные режиссёры. Это был перемещающийся балаган. Ещё и разрозненный)
И надо, чтобы в театр приходили не только на «парад туалетов», и чтобы партер был по абонементам для простого народа, и чтобы галёрка свистела культурнее, и показывать новое будем, а не дань традициям отдавать. Театр — жизнь! Театр — для подумать! А не галочка в соответствии с социальным статусом
И вот это все против властей, которые «надо больницы и школы, какая культура». До победного конца, пока не дали согласие, пока не начали выделять деньги из бюджета. Но про финансы — отдельная боль театра — Паоло Грасси много и с возмущением рассказывает
Кратенько: пробивной мужик взял пару театров под мышку и идёт к цели наладить культурную жизнь Италии
А почему не книжка?
Да потому что там СТОЛЬКО произошло. И это все — реальная история. И тот факт, что Грасси, будучи в солдатах, пешком наматывал по 10км до города за новыми книжками. И его же изобретение нативной рекламы — достаточно громко общаться с подставным «товарищем», мол вот, сегодня иду на спектакль, чтобы услышали все вокруг. И четкая вера в своё дело. И просто не человеческая устойчивость против неудач в сочетании со вспыльчивостью и конфликтностью, которые помогали и вывозили многие ситуации. Это — в голове не укладывается. Но уложилось в чью-то ОДНУ жизнь
Надо читать
В целом надо. И эту книгу надо — посмотреть, как много всего может произойти
Я пишу из 2022. Из России. И все знают, что происходит. Так вот. Эта книжка косвенно показала мне: жизнь — вместительная штука.
Она короткая, но широкая. И не все из нас, но кто-то точно переживет периоды кошмаров.
Переживем. И будем жить на установившихся условиях. И обязательно — верными быть себе, как Грасси. Он учит нас действовать в контексте происходящего, но видеть свою «красную точку» в зале (в цирке для баланса артистов в темном зале горит красная лампочка, чтобы глазу было за что зацепиться, тогда организм, наблюдая неподвижный объект, сохраняет равновесие)
Мемуары скучно читать
А вот и нет!
Но если серьезно, то нужно сразу встать в позицию погружения в одного конкретного человека и в его жизнь со всех сторон. Тогда читать становится жутко интересно
Ну а повествование?
Норм
Авторы (не сам Паоло Грасси писал книгу) сразу признались: невозможно засунуть такую громадину в текст. Столько имён, событий, эмоций, возникающих только на историческом и политическом фонах, литературных отсылок и личностных (локальных) особенностей, нравов и сцепок событий в последовательности — НЕ ВОЗ МОЖ НО засунуть в буковки. Даже если это было бы 10 тысяч томов. Так что авторы говорят: мы не и пытались передать все. Просто. Ну это. Посмотрите…вау, да?
И если ты соглашаешься (а у тебя нет выбора, между прочим) читать между строк, вникать и принимать на веру важности/крупности некоторых (тебе глубинно непонятных) моментов, то это имеет свой эффект
Ах да, имена…
Ну если вы человек, которому нужно построить майнд-карту из персонажей, мест и блюсти хронологию, то даже не беритесь.
Имен, названий, адресов тут столько, что в конце дан «предметный указатель» упомянутого в книжке. Ну и он на 20 страничек
Так что понимаете…
Мне проще — я принимаю свою неспособность запоминать и простраивать прочные связи. Поэтому Вася в предыдущем абзаце и Вася в следующем — для меня два повода положить в копилку под названием «Вася» какие-то факты о нем. И по ним ориентироваться. Если вдруг Вася схлестнётся с Лизой и убьёт ее любовника, я просто подниму брови и передвину копилку «Лиза» к нему поближе: они, оказывается, имеют друг к другу отношение. А если повод был не очень весомый — не стану Лизу даже запоминать
Забывайте. Забывайте на здоровье, когда читаете, просто бросайте хлебные крошки (имя, символ, яркая ситуация про героя и место) — и вот уже в вашей голове сама образовалась структура
В заключение
Почитайте. Это как Марвел, только в реальной жизни