Из моих паломнических заметок
5
Арабская гостиница и беседа с русскоязычным эмигрантом
В небольшой арабской гостинице, где мы остановились, всеми делами заправляли два хозяина – члены одной семьи – отец и его приемный сын.
Почти круглосуточно в холе работал массивный телевизор, возле которого, образно говоря, крутилась вся жизнь этого небольшого социума. Здесь хозяева оформляли проживание, принимали гостей и знакомых, вкушали пищу и тут же на небольшом диване отдыхали в ночное время (чаще всего младший из них). Мы сразу обратили внимание, что арабы смотрят только свой национальный телевизионный канал «Альджазира». Это мощнейшая радио-телеком-пания, передачи которой транслируются на все арабские страны. Не зная арабского, мимоходом можно было вполне понять, что принципы ее работы вполне соответствуют евро-американским стандартам: новости, развлекательные программы, спорт, культура и т. д.
С удивлением мы обнаружили некоторое не совсем хорошее сходство между большинством россиян и арабов, которое касается вредной общеизвестной привычки. Последние тоже много курят и бросают окурки, где попало, впрочем, как и другой мусор. Однако среди женщин-арабок курильщиц намного меньше. Даже на Западе обратили внимание на названное «сходство». В одной из голливудских постановок, посвященной проблеме курения, главный герой бросает такую реплику, что в современных фильмах курят только русские и арабы… Хотя говорится о фильмах, но в принципе это не меняет сути дела.
Впрочем, во всем остальном, как мы смогли непосредственно убедиться, арабы трудолюбивы, гостеприимны и достаточно порядочны.
Лучше узнать жизнь современного Иерусалима помог один наш бывший соотечественник по имени Марк, проживавший постоянно в гостинице, где мы остановились, уже несколько лет.
Как жизненное и духовное назидание, считаю необходимым более подробно рассказать о нем.
По всем меркам Марк оказался очень образованным человеком, знающим несколько языков, в том числе арабский, хорошим рассказчиком и ненавязчивым собеседником. С ним мы познакомились на второй или на третий день нашего пребывания на Святой Земле. Закончив чтение вечерних молитв, мы обычно собирались на просторной открытой гостиничной площадке второго этажа, чтобы подышать прохладным воздухом после дневной жары. Там же мы организовывали и совместную трапезу. Надо сказать, что погода в Иерусалиме имеет свои особенности, во всяком случае в летнее время, которых мы не замечали в других городах и местностях. Вечером, как будто по заказу, начинает дуть прохладный «живительный» ветерок. Поэтому мы и устремлялись на упомянутую площадку.
Марк первый заговорил с нами и предложил свои услуги переводчика и знатока здешней жизни, чтобы кому-либо из нас в чужой стране не попасть в какую-нибудь неприятную ситуацию. Интуитивно нам были вполне понятны его желание и потребность души пообщаться с людьми, приехавшими из России. Как потом выяснилось, наш новый знакомый интересовался жизнью в России еще и по той причине, что собирался вернуться обратно в нашу страну. Он и поведал нам, что в российском посольстве создается программа по возвращению желающих на Родину.
В течение двух с лишним часов, почти не прерываясь, мы напряженно слушали откровенный рассказ о метаморфозах человеческой жизни, религиозных воззрениях и современном Израиле. Некоторые из нас собирались причащаться, поэтому во всем этом просматривалось еще и некое искушение, поскольку Марк считал себя иудеем и не признавал Новый Завет.
Марк родом из Баку. До отъезда в Израиль получил высшее образование и занимался предпринимательской деятельностью в Москве. О его жизни вполне можно было бы написать отдельное повествование в стиле характерных произведений Ф. Достоевского или М. Горького.
В Израиле он 15 лет, прошел несколько этапов адаптации эмигранта в коренного жителя. Два года учился в специальной духовной иудейской школе. Но особых успехов не достиг. К моменту нашего знакомства работал, как он выразился, «вышибалой» в еврейском ресторане. С его слов, в Москве у него было несколько десятков торговых палаток. Деньги текли рекой, и он считал себя преуспевающим бизнесменом. Его активная коммерческая деятельность пришлась на начало 90-х годов, когда у нас в стране повсюду были разборки мафиозных групп. Отец Марка, с которым он вместе занимался бизнесом, стал жертвой одной из таких разборок. После этого Марк принял решение переселиться в Израиль. На земле Обетованной с ним произошла почти евангельская история. Щедрый и общительный по натуре, он сразу «заимел» много «друзей», с которыми, по его словам, «гудел» во всех ресторанах Тель-Авива и Иерусалима. За все платил, естественно, только он один. Когда деньги незаметно подошли к концу, «друзья», как по команде, куда-то исчезли, и наступило очень горькое отрезвление. После психического срыва его жена повредилась рассудком, и они вскоре расстались. Детей им Бог не дал, и поэтому проблем особых с разводом не было. Далее была духовная иудейская школа и множество всяких работ…
Марку около 40 лет, но выглядит он гораздо старше. Получает пенсию по инвалидности и работает по четыре часа в сутки неполную рабочую неделю. Снимать приличное жилье он не в состоянии, поэтому проживает в самой дешевой арабской гостинице, где обычно останавливаются паломники из России и Украины.
Израильское общество, с его слов, делится на несколько слоев, что-то вроде каст в Индии. Крайние полюса – это, с одной стороны, эмигранты, с другой – религиозные евреи – коренные жители страны. Последние живут совершенно особым, замкнутым, изолированным миром. Имеют свои школы, магазины, больницы и т. д. Другие слои занимают как бы промежуточное положение в зависимости от происхождения, материального положения, политических взглядов.
Религиозные евреи – самый богатый, привилегированный и уважаемый слой общества. В их руках сосредоточены колоссальная власть и богатства. Они – крупнейшие обладатели акций самых прибыльных предприятий во всем мире. Строго выполняют предписания торы и живут ожиданием пришествия своего «мессии» (не путать со вторым пришествием Христовым). Их религиозность проявляется во всех сторонах жизни: в одежде, в быту, в отношениях с ближними и иноплеменниками. Религиозные семьи, как правило, многодетны.
Если в обычных израильских школах нередко процветает «демократия», например, имеются даже автоматы для продажи презервативов, то в религиозных кварталах такое немыслимо. Здесь строго блюдется нравственность: женщины носят только длинные платья или юбки, занимаются воспитанием детей, являются хранительницами домашнего очага…
Значительную часть своего времени Марк посвящает изучению торы и других догматических книг иудаизма.
Смысл жизни он видит в том, чтобы не совершать каких-либо негативных поступков. Иначе неотвратимо Божье наказание. В Иерусалиме, по его словам, царит такая святость, что за любой мелкий проступок тут же приходит расплата. Все это он прочувствовал на себе неоднократно. В подтверждение своих слов привел такой пример.
Однажды в Иерусалим направлялась группа буддистов, ведущих строгую духовную жизнь. Не доехав до города несколько километров, они неожиданно решили вернуться обратно. Когда у них кто-то спросил, почему они возвращаются, они ответили, что им якобы открыто: город, куда они должны были приехать, исполнен такой святости, в которой пребывать им невозможно.
Продолжение следует.