АКТУАЛЬНОЕ
Оптимизируем расходы
Тема расходов в период кризиса уже обсуждалась нами ранее, в рамках антикризисных мер. Сегодня напомним базовые принципы.
Идеально, если у вас предусмотрена подробная финансовая и управленческая отчетность. Такой учет, как правило, ведется с помощью программ, можно легко выгрузить данные за определенный период. Суммы расходов и поступлений в этом случае сразу разнесены по статьям.
Если в Вашей компании нет подробного и глубокого учета расходов, рекомендуем поднять все траты, например, за последние шесть месяцев и распределить их по направлениям, месяцам, способам оплаты. Важно учитывать все расходы, даже самые незначительные. Часто множество мелких трат при анализе собирается в крупную статью.
Допустим, вы не учитываете представительские расходы – бизнес-завтраки, такси после встречи с клиентом и т.д. Суммы вроде небольшие и в общих тратах особо не заметны. Но если такие мероприятия у вас регулярны, итоговая цифра будет существенной для бюджета.
После того, как собраны все расходы, разделите их на постоянные и переменные и анализируйте каждую отдельно. Это нужно для того, чтобы оценить долю расходов, не зависящих от объемов продаж.
Постоянные расходы не зависят от объема производства. Компания их несет, даже если ничего не продает. Это аренда офиса, ремонт оборудования, оклад сотрудников, реклама и пр. Постоянные затраты для бизнеса - самые весомые и тяжелые: их непросто урезать и влиять с их помощью на прибыль. По возможности их необходимо сокращать, но для этого нужно знать структуру затрат, анализировать и оценивать влияние на рентабельность бизнеса.
Переменные затраты напрямую связаны с объемом производства. Это расходы на материалы, услуги сторонних компаний, необходимые для производства, сдельная часть зарплаты и т.д. Казалось бы, контролировать такие расходы легче, но чтобы ими управлять, важно оптимизировать закупку сырья и комплектующих, постоянно анализировать условия поставщиков.
Кстати, важно периодически собирать ценовые предложения на товары и услуги, которыми пользуетесь. Часто мы привыкаем к партнерам, но если не сравнивать их условия со среднерыночными, можно упустить неплохие альтернативы. Тем более, поставщики часто идут на уступки, когда вы указываете на более выгодные условия конкурентов.
Однотипные расходы группируйте в укрупненные статьи, такие как закупка материалов и комплектующих, зарплата, расходы на рекламу, налоги, аренда, связь, хозяйственные, представительские и другие траты. Избегайте категорию расходов «Прочее». Лучше пусть у будет больше категорий, но и более четкая картина издержек.