Найти тему
Беляков

От зеркала – через всю жизнь

Благодаря этому автопортрету юная красотка Серебрякова прославилась.

Еще бы: от лукавых глаз невозможно оторваться. В 1910 году автопортрет оказался на большой выставке объединения «Мир искусства». Да, первая выставка и тут же успех. Ей в тот момент всего двадцать пять.

Попасть в элитную компанию Зинаиде, в принципе, было несложно: она из рода Бенуа и Лансере, художников, архитекторов, скульпторов. Но девушка оказалась чертовски талантливой и, кстати, независимой. Могла бы оставить девичью фамилию Лансере, но взяла фамилию мужа, всего лишь железнодорожного инженера. Правда, родственника.

Серебрякова – это жизнь как чудо.

Ранний брак. Любимый муж. Два сына, две дочки. У всех мамины глазки. Она рисует детей и мужа, она очень счастлива.

"За завтраком", 1914
"За завтраком", 1914

Революция. Муж умирает от тифа. Родное имение Нескучное, в Харьковской волости, сжигают крестьяне. Может, как раз те, которых Зина с такой нежностью писала несколько лет.

Отъезд в Париж. Чтобы заработать. Кстати, заказные работы – самые холодные, протокольные. Ей бы бегать по лугам-полям, с ее легкой кистью, с ее насмешливым взглядом. Из Парижа она не сможет вернуться в Россию. К ней удалось отправить лишь двух детей. Еще двое увидят мать через много лет, совсем пожилой, когда в 60-е их пустят во Францию.

Представьте этот сюжет. Не видеть маму целую жизнь. Запомнить ее юной, беспечной, а потом встретить уже старушку. Хорошо, что успели.

И все четверо детей стали художниками.

Тогда же, в 60-е, Серебрякову «разрешат» здесь: в ней же не было совсем ничего идеологического. Так что она доживет до второй славы на родине, до триумфальных выставок в СССР. Сама не приедет, не будет сил. Но те, кто видел ее в глубокой старости, говорили: глаза Зинаиды все те же.

Да, жизнь как чудо.

Алексей БЕЛЯКОВ