Благодаря этому автопортрету юная красотка Серебрякова прославилась.
Еще бы: от лукавых глаз невозможно оторваться. В 1910 году автопортрет оказался на большой выставке объединения «Мир искусства». Да, первая выставка и тут же успех. Ей в тот момент всего двадцать пять.
Попасть в элитную компанию Зинаиде, в принципе, было несложно: она из рода Бенуа и Лансере, художников, архитекторов, скульпторов. Но девушка оказалась чертовски талантливой и, кстати, независимой. Могла бы оставить девичью фамилию Лансере, но взяла фамилию мужа, всего лишь железнодорожного инженера. Правда, родственника.
Серебрякова – это жизнь как чудо.
Ранний брак. Любимый муж. Два сына, две дочки. У всех мамины глазки. Она рисует детей и мужа, она очень счастлива.
Революция. Муж умирает от тифа. Родное имение Нескучное, в Харьковской волости, сжигают крестьяне. Может, как раз те, которых Зина с такой нежностью писала несколько лет.
Отъезд в Париж. Чтобы заработать. Кстати, заказные работы – самые холодные, протокольные. Ей бы бегать по лугам-полям, с ее легкой кистью, с ее насмешливым взглядом. Из Парижа она не сможет вернуться в Россию. К ней удалось отправить лишь двух детей. Еще двое увидят мать через много лет, совсем пожилой, когда в 60-е их пустят во Францию.
Представьте этот сюжет. Не видеть маму целую жизнь. Запомнить ее юной, беспечной, а потом встретить уже старушку. Хорошо, что успели.
И все четверо детей стали художниками.
Тогда же, в 60-е, Серебрякову «разрешат» здесь: в ней же не было совсем ничего идеологического. Так что она доживет до второй славы на родине, до триумфальных выставок в СССР. Сама не приедет, не будет сил. Но те, кто видел ее в глубокой старости, говорили: глаза Зинаиды все те же.
Да, жизнь как чудо.
Алексей БЕЛЯКОВ