Как Европа обманывает свой бизнес и граждан
Власти стран Евросоюза фактически не владеют накопленными запасами природного газа, пишет агентство Bloomberg. Им принадлежат всего 10% от объема, содержащегося в подземных хранилищах газа.
Остальное является собственностью международных компаний, энергетических и промышленных предприятий. А у них, в свою очередь, есть право продавать эти объемы по завышенным ценам в другие страны.
"В преддверии зимы все гадают, хватит ли Европе газа, поэтому информагентства освещают эту тему со всех сторон. ЕС конкурирует за газ с Азией только на рынке СПГ. Газ из хранилищ нужно выкачать, переправить в порт, сделать жидким и только затем отправить на судне в Азию",— отмечает эксперт "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов.
"Так что конкуренция здесь возможна только в рамках европейской газотранспортной системы", — делает вывод специалист.
"Открытие большое сделали, что газ принадлежит коммерческим компаниям, а не государствам. Так он всегда принадлежал коммерческим компаниям. И в принципе никакого государственного газа там нет. То есть в любом случае государство чем-либо обычно владеет через компании. Можно говорить о том, сколько, например, газа принадлежит государственным компаниям, а сколько — частным. И можно предположить, что легче государствам оказывать влияние на сбытовую политику, на маркетинг своих компаний, чем частных. Хотя и на частных тоже они могут оказывать давление", — рассказал ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.
То, как власти отдельных стран ЕС поступили с собственностью предприятий "Газпрома" и "Роснефти", наглядно показывает, на что могут пойти европейские власти под предлогом угрозы энергобезопасности, отмечает Галактионов.
"Они отняли у "Газпрома" контроль над его компанией "Газпром Германия", — соглашается Юшков. "Этой компании принадлежала еще масса "дочек", включая, например, "Газпром трейдинг", который по контракту покупал газ у "Ямал-СПГ", а продавал — индийской государственной нефтегазовой компании. Что сделали европейцы? Они, когда отняли у "Газпрома" всю структуру, в том числе "Газпром трейдинг", потребовали, чтобы газ отныне поставлялся только в Европу, на европейский рынок. Пожалуйста, прекрасный кейс, когда они взяли и заставили ту компанию, которая им теперь подконтрольна, вообще отказаться от контрактных обязательств, де-факто — разорвать контракт с потребителем и направить газ туда, куда указали европейские политики".
Все компании, которые контролируются европейскими государствами, пребывают в аналогичном положении, убежден эксперт. "Если политики скажут, это все будет направлено, куда потребуют", — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. "Соответственно, не важно, принадлежит это государству или нет. Все равно государство этим газом распоряжается".
В Европе сейчас, до начала отопительного сезона, говорят о единстве, о необходимости свободы перетоков и помощи соседям, обращает внимание Юшков. "Но на практике, я думаю, пока конкретное государство не будет на 110% уверено, что отопительный сезон проходит нормально, оно соседу ничего не продаст", — говорит он.