Чатом навеяло. Пятничное про навигаторы
Как ездили люди, когда не было навигаторов. Не так давно, я в полный рост это время застал.
Свой город
Первое время я ориентировался по солнцу. В полдень оно на юге, значит, должно быть слева, если надо на запад. Так можно добраться до какой-нибудь большой дороги.
Кроме солнца, есть и карта. Бумажная. Большие дороги и их пересечения довольно быстро выучиваются, так что карта нужна только для проезда по незнакомому району.
Проехав один, максимум два раза по маршруту, человек его запоминал. Если не навсегда, то очень надолго. Оно так само получается, когда едешь без навигатора. В результате всего через год-два в большинстве случаев карта становилась не нужна вовсе.
Для усложнения задачи на картах не было домов. Их смотрели на самих домах. Указатели на перекрёстках тоже смотрели.
Чужой город
Заезжая в незнакомый город, человек в ближайшем ларьке покупал карту. Тут же, у ларька, прикидывал маршрут, запоминал (!), где куда поворачивать и ехал.
Альтернативный карте вариант — легенда. Её обычно диктовала по телефону принимающая сторона. Что-то вроде “через сто метров после кинотеатра Ракета налево, примерно через два километра мост, тебе на него не надо, перед ним уходи правее и на кругу под мостом почти налево, этак на 230°, потом прямо до статуи Ленина, и перед пешеходным светофором направо во двор.”
Такси
Учитывая вышенаписанное, совершенно не удивляет, что таксисту было достаточно назвать адрес, и он, никуда не заглядывая, привозил куда надо, в редких случаях уточняя у пассажира, как проехать по дворам.
Итого
Единственное реальное неудобство безнавигаторной езды на мой вкус — поиск конкретного дома. Дома иногда стоят за деревьями, и номер не видно, иногда нумерация сделана так, чтобы ввести в заблуждение вероятного противника. Скажем, после дома 11 сразу стоит 17, а 13 и 15 где-то в глубине и вообще за углом.
В остальном способность проехать через город, никуда не подглядывая, каким-то чудом не считалась. Что неудивительно, раз получалось даже у меня, полнейшего топографического кретина.