Найти в Дзене
Строительный мир

При царе, генсеке и президенте: проекты тоннелей под Красной площадью

Если бы в советское время воплотили в жизнь все градостроительные задумки, то крупнейшие города страны сегодня могли бы выглядеть совсем иначе. В первую очередь подобное можно сказать о Москве, где и в сталинское, и в хрущевское время предлагалось к реализации немало интересных инициатив. Над некоторыми проектами усердно работали, потратив достаточно сил и средств, но они в итоге остались на бумаге. Среди таковых были и те, воплощение которых в наши дни кажется довольно смелым решением, а в отдельных случаях выглядит чем-то нереальным, утопией. Так можно сказать и о предложении проложить автодорожный тоннель прямо под Красной площадью, с целью соединения ул. Тверской (тогда ул. Горького) с Москворецким мостом, что по задумке должно было улучшить транспортное сообщение в столице — в связи с постоянно увеличивающимся количеством машин центр города в 1960-е был перегружен; шел через него и транзитный транспорт. Хотели, да не построили В тот период специалисты решали данную проблему, в то
Оглавление

Если бы в советское время воплотили в жизнь все градостроительные задумки, то крупнейшие города страны сегодня могли бы выглядеть совсем иначе. В первую очередь подобное можно сказать о Москве, где и в сталинское, и в хрущевское время предлагалось к реализации немало интересных инициатив.

Над некоторыми проектами усердно работали, потратив достаточно сил и средств, но они в итоге остались на бумаге. Среди таковых были и те, воплощение которых в наши дни кажется довольно смелым решением, а в отдельных случаях выглядит чем-то нереальным, утопией.

© pastvu.com
© pastvu.com

Так можно сказать и о предложении проложить автодорожный тоннель прямо под Красной площадью, с целью соединения ул. Тверской (тогда ул. Горького) с Москворецким мостом, что по задумке должно было улучшить транспортное сообщение в столице — в связи с постоянно увеличивающимся количеством машин центр города в 1960-е был перегружен; шел через него и транзитный транспорт.

Хотели, да не построили

В тот период специалисты решали данную проблему, в том числе посредством строительства тоннелей и эстакад на пересечениях, что позволяло повысить на определенных участках основных магистралей пропускную способность и обеспечить безопасность движения. Несколько подобных объектов в то десятилетие появилось, например, на Садовом кольце в ходе реконструкции последнего.

Большой вклад в этом направлении внес один из ведущих транспортных инженеров того периода Владимир Александрович Черепанов. Именно под его руководством разрабатывались предварительные чертежи относительно сооружения автодороги прямо под Красной площадью.

В 1962-м было подготовлено несколько вариантов тоннеля, а также эстакады в районе Исторического музея. Но непосредственно к строительству так и не приступили. Причем, как отмечает ряд современных исследователей, официально в те годы от проекта не отказывались — он попросту не дождался своей очереди, а после уже не был столь актуален, как в 1960-е гг.

Не первый и не последний

Примечательно, что это была не первая и не последняя похожая идея. В начале 1910-х, когда разрабатывались различные проекты трамвайной сети, по одному из них как раз и предлагалось проложить линию под главной площадью Москвы.

М. Шереметевский. Центральный узел Московской трамвайной сети // Железнодорожное дело. — СПб., 1911. — №48. — С. 4:

«Очевидно, что проект линии по Ильинке не может считаться удовлетворительным решением вопроса. И управление трамвая, потеряв всякую надежду облегчить эксплуатацию центрального района при помощи каких-либо мероприятий на поверхности земли, решило строить туннель под Ильинкою и Красной площадью... Без сомнения, с устройством подземного обходного пути устранятся, по крайней мере в настоящее время, всякие затруднения по эксплуатации центрального узла».
© public domain (Фрагмент плана сети электрических трамваев в г. Москва, 1910 г.)
© public domain (Фрагмент плана сети электрических трамваев в г. Москва, 1910 г.)

Правда, в процитированной статье обращается внимание на то, что проект не только сложен в своем исполнении, но и слишком затратен — свыше 2 млн руб. Окупить его, по словам автора материала, будет непросто, если учесть и затраты на эксплуатацию. Поэтому делается вывод, что тоннель невыгоден для города. В январе того же года газета «Голос Москвы» сообщала, что к работам приступят в самое ближайшее время. А через девять месяцев в «Московской газете» обращалось внимание на жесткую критику проекта со стороны Императорского археологического общества, заявившего, что прокладывать тоннель в районе Кремля недопустимо. Как известно, реализована задумка не была.

А в самом начале 1990-х с оригинальным решением выступил архитектор Борис Григорьевич Улькин. В рамках проекта подземного центра на Манежной площади он предложил продлить Тверскую улицу до Замоскворечья, проложив тоннель под Красной площадью. Однако, в силовых ведомствах идею тогда сразу забраковали.

Ледовые трамваи Санкт-Петербурга: как это было
Строительный мир26 сентября 2022