Возможно статья не совсем обладает дзеновским содержанием и не подойдет большинству читателей, поскольку в первую очередь направлена на дизайнеров, но что уж сделаешь. Просто знакомый дизайнер пожаловался на бесконечные правки и потребительский экстремизм со стороны Заказчиков.Одни не выходят на связь, другие просто не могут вовремя изучить дизайн-проект на Moqups, третьи бесконечно просят подкрутить шрифты.
Все бы хорошо, но приходится идти на существенные уступки и доработки и без того хорошо выполненной работы. Все ради того, чтобы Заказчик принял результат и оплатил оставшуюся часть.
От этого устают любые подрядчики, и, как следствие, качество проекта падает.
Вот и наступило время выложить такую статью после проведения соответствующей работы с тем Доверителем. Если для Вас все это не знакомо - тратить время на прочтение не стоит.
Для дизайнеров: настало время поговорить о тех договорах, по которым Вы работаете.
Учтите, что наиболее эффективный способ защиты — правильно организованный документооборот и его методология. Я говорю о конкретном юридическом содержании договоров, которые используются в Вашей работе. Будь то создание сайтов, настройка таргетированной рекламы, SMM, CEO и прочее. Поэтому и говорить мы с Вами будем на языке бюрократии.
Как Вы начинаете работу?
Изначально важно понимать модель переговоров после лидогенерации. Некоторые называют это «Концепцией», некоторые обсуждением«Технического задания», некоторые видят в названных понятиях различия и используют оба элемента.
Важно то, как клиент согласовывает с Вами конкретный предмет договора. Как этот проект с ним утверждается и платит ли клиент за такие переговоры Исполнителю.
У дизайнера, для которого разрабатывался договор система формирования Концепции выглядела следующим образом: клиент мог бесконечное количество раз обсудить с ним Концепцию интернет-сайта, а когда эта Концепция утверждалась, подписывался сам Договор.
Конечно, в Договоре не было ни слова о том, что Концепция на момент его подписания уже утверждена и, соответственно, первые проблемы возникали уже в предмете Договора. Беда.
У Вас это может происходить по-другому: концепция может распечатываться и подписываться Сторонами на титульном или заключительном листе (потребуется очень много бумаги, говорят некоторые концепции интернет-сайтов доходят до 150 листов текста), а может согласовываться в процессе исполнения отдельного Договора.
В этом случае — поможет Договор с условием. Срок исполнения обязательств по основному Договору начинает течь с момента направления Акта о б окончании работ по разработке Концепции (Технического задания) по другому договору.
Если Вы не хотите настолько сильно погружаться в бюрократизм, можно реализовать составление Концепции или формирование Технического задания в качестве отдельной услуги в рамках одного Договора, не забыв все-же проставить сроки для каждой услуги отдельно. В этом случае, необходимо также помнить и об отдельном закрытии результата работ по созданию Концепции.
Необходимо также прописать содержание Концепции или Технического задания. Сделать это можно в терминологической части Договора.
Начнем с домена и хостинга
Ни один шаблон договора на разработку сайта не регулирует вопроса о том, кто и в какой срок регистрирует домен и хостинг и каким образом определяется конкретное наименование сайта.
Лучше, если определять конкретный адрес сайта будет обязан Заказчик в определенный срок или еще до заключения Договора наряду с утверждением Концепции, о чем необходимо сделать оговорку.
Если Заказчик желает изменить хостинг/домен сайта — деньги за уже арендованный хостинг/домен ему не возвращаются. Повторюсь, указанный пункт не идеален, лучше, если Заказчик самостоятельно или при помощи Исполнителя арендует хостинг/домен сайта в определенный срок.
Структура Договора
Обратите внимание на терминологическую часть. По существу именно в ней, находится огромный пласт особенностей хозяйственной деятельности дизайнеров.
Постарайтесь детально описать что такое Дизайн сайта, Элемент дизайна и чем он отличается от Эскиза элемента дизайна, что такое в Вашем понимании сам Интернет-сайт, Прототип интернет-сайта, Публикация сайта, а также определитесь с понятием необходимых для начала работы Материалов и Ресурсов, предоставляемых Вам Заказчиком.
Не останавливайтесь на законодательных определениях, в них обычно совсем мало хозяйственного значения. Взгляните на определение интернет сайта, данное в пункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и убедитесь в этом.
Эти и другие терминологические вставки помогут в дальнейшем объяснить в основном тексте почему приступая к работе Вы формируете эскизы дизайна и почему на первый показ предъявляете именно их, а не готовый дизайн целиком. Почему Вам так необходимы фотографии производства Заказчика и почему интернет-сайт не публикуется Вами до момента окончания работ.
Все вышеперечисленные примеры условны, они могут меняться от Исполнителя к Исполнителю. Однако суть та же — терминологическая часть поможет Вам детально прописать все этапы работы. Кроме прочего, в случае судебных разбирательств или досудебных претензий термины станут подспорьем для мотивации Вашей позиции.
Помните: Бюрократия — Ваш способ защититься.
Возвращаясь к вопросу о структуре Договора следует заметить, что использование рамочного типа Договора значительно упрощает жизнь. О том что это такое расскажет статья 429.1 Гражданского кодекса РФ.
По сути, это один типовой Договор, описывающий права и обязанности сторон, вопросы ответственности, расторжения и прочее. Эти основные условия могут меняться сторонами путем направления уведомлений, заключения дополнительных соглашений к ним или каким-либо иным образом.
Если после создания сайта Вы предлагаете услуги по наполнению его контентом, можете, при необходимости, добавить условие об его автоматической пролонгации и прописать отдельные условия для его расторжения.
Переписка с клиентом
Согласитесь, что Вы не захотите утонуть в заказных письмах с уведомлением? Ровно также в случае претензий Вы не согласитель 10 часов доказывать, что отправляли прототип сайта на согласование в WhatsApp чат?
Хорошо, когда стороны признают юридическую силу за сообщениями и документами, направляемыми по электронной почте, а также за сообщениями и документами, направляемыми в социальных сетях, таких как «Вконтакте» и мессенджерах, таких как «WhatsApp», «Viber» и других, указанных в реквизитах настоящего Договора, и признают их равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.
Если приемка производится, например, посредством комментирования прототипов сайтов в Moqups или его аналогах, можно также добавить правило о юридической силе таких комментариев.
Если для общения с клиентом у Вас существует самостоятельно разработанное ПО, укажите на это, дав определение такому мессенджеру в терминологической части и признав, в основном тексте, юридическую силу за соответствующими сообщениями.
Кроме прочего,в обязанностях Заказчика следует отметить обязанность назначить ответственное контактное лицо, которое будет правомочно принимать результаты работ, вести деловую переписку от лица Заказчика. Данные о таком контактном лице можно внести в основной текст Договора, оставив свободное место, либо в реквизитную часть, предварительно сделав оговорку в тексте.
Необходимо также указать на соответствующую обязанность обеспечить связь и на стороне Исполнителя. Часто под эти цели выделяется специальный менеджер, но общение может вести и сам Исполнитель. В любом случае, лучше отдельно указать его контакты.
Приемка
Вот мы и подошли к самому душещипательному вопросу — приемке. У каждого она организована по-разному, но стоит обратить внимание на позитивные явления связанные с ней.
Таковыми являются: ограничение количества правок вообще или количества этапов их внесения. Это разные вещи, и в случае разработанным Договором были ограничены этапы внесения изменений в сайт.
Это означает, что после того, как Исполнитель направляет Заказчику прототип сайта, последний обязан в определенный срок дать комментарии к нему. Комментарии и есть правки, при этом количество комментариев на первом этапе никак количественно и качественно не ограничивается.
После их внесения, Исполнитель направляет новый прототип сайта Заказчику, и тот опять имеет право комментировать, имея право тем самым, создавать неограниченное количество замечаний.
Однако после третьего этапа внесения исправления возможность комментировать заканчивается и в бой вступает автоприемка.
Если клиент получил итоговый вариант прототипа, уведомление об окончании работ и Акт выполненных работ и по каким-либо причинам не подписывает Акт, либо отказывается его подписать — поможет пункт Договора, говорящий об автоматической приемке результата работ по истечение определенного срока с момента направления Акта.
Этапы правок были прописаны в Договоре, Заказчик своим правом воспользовался. Он знал на что идет. Дополнительные правки — за дополнительную плату. Тем более, что в рамках каждого этапа количество правок ограничено не было.
Можно реализовать несколько изысканнее. Например, клиент, при истощении всех этапов внесения правок и все-равно имеющий претензии к качеству работ, имеет право написать мотивированный отказ от принятия таких работ на специально предусмотренном для этом бланке (который можно разработать в качестве приложения к Договору) с перечислением всех своих претензий. Эти замечания могут стать предметом для отдельного договора или предметом судебного разбирательства, тут уж все зависит от Ваших переговорных возможностей.
Помнить стоит и об ограничении сроков на приемку промежуточных результатов. Представлять комментарии (правки) Заказчик должен лишь в течение определенного времени с момента направления ему прототипа сайта.
По истечении указанного срока и при отсутствии написанных комментариев со стороны Заказчика — высылается Акт и уведомление об окончании работ, либо Исполнитель получает возможность расторгнуть Договор по вине Заказчика без возврата последнему денежных средств.
Сроки по Договору
Если в предмет договора Вы включаете множество услуг (работ), описать сроки исполнения каждой работы (услуги) можно путем их перечисления в приложении с отсылкой на него в основном тексте. В таком случае каждый отдельный этап должен закрываться отдельным Актом.
Такой вариант весьма удобен, но не все его используют. Каждая отдельная услуга, указанная в приложении к Договору и имеющая свои сроки, свою цену, свою предоплату является отдельным этапом общих работ, но в тоже самое время, может загрузить Исполнителя.
Зато, пока Вы не разработали общий Дизайн сайта, Вы не начинаете его наполнение или программирование. Пока не сделали А, не начинает течь срок Б. Все просто.
Можно поступить иначе и указать общий срок в основном тексте, без дополнительных ловушек для самих себя на каждом этапе. Меньше дедлайнов — меньше шансов нарушить один из них, перепутав сроки.
В любом случае, рекомендуется указывать срок настолько большой, насколько хватит наглости и терпения Заказчика. Работу всегда можно сдать досрочно, но просрочка исполнения обязательств всегда имеет негативные последствия.
При описании правил о сроках, можно предусмотреть остановку их течения с момента предъявления результата работ на приемку или внесение правок. Так, до момента пока Заказчик не ответит Вам о наличии или отсутствии определенных правок (а сделать это он также обязан в течение определенного срока) срок исполнения обязательств по Договору приостанавливается.
Передача Материалов, Информационных материалов, Ресурсов со стороны Заказчика
Если срок исполнения обязательств по Договору начинает течь с момента предоставления Заказчиком Материалов и ресурсов, необходимых для разработки сайта, включая Информационные материалы, то потрудитесь и над созданием Акта приема-передачи указанных материалов (ресурсов).
Условно, Заказчик обязан передать Вам логотип в электронном виде. Создайте Акт приема-передачи в виде таблицы, в которой укажите: наименование Материала, Информационного материала или Ресурса; его описание; электронный или иной формат; срок (дату передачи) и ответственное за передачу лицо.
Если Заказчик обязан самостоятельно зарегистрировать хостинг и домен, то доступ к DNS-системе (системе администрирования хостинга/домена) также является информационным материалом. Пароль и логин могут быть высланы, например, в виде файла Word, о чем появится соответствующая строчка в Акте-приема.
Досудебные и судебные баталии
Гражданские споры между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями о взыскании денежных средств в силу закона обеспечиваются обязательным досудебным (претензионным) порядком урегулирования (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В остальных случаях соблюдать претензионный порядок необходимо в тех случаях, когда на это прямо указывает закон или договор. Именно по этой причине лучше указать на обязательную претензию и переговоры в Договоре и начинать проводить баталии с Вашими морскими чудищами в порядке переговоров и ответа на претензию. Срок для ответа на претензию не рекомендуется ставить меньше, чем 15 дней со дня ее получения. В общем-то, это кажется очевидным.
Существует практика, когда рассмотрение дела, в случае если оно дойдет до суда, передается сторонами на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Санкт-Петербург. Так часто делают предприниматели из провинции.
Из плюсов: указанные субъекты достаточно развиты в экономическом отношении и судебная практика из аналогичных договоров там существует достаточно массивная.
Из минусов: это процессы посредством видео-конференц связи. Однако надо отдать должное, после пандемии ситуация с удаленным рассмотрением арбитражных дел существенно улучшилась, чего до сих пор нельзя сказать об общей юрисдикции. Тем не менее, это удаленка.
Можно пойти более примитивным, но зато более понятным путем и указать в качестве суда, рассматривающего дело, арбитражный суд своего субъекта.
Вопросы авторства и интеллектуальной собственности
Любой Исполнитель хочет, чтобы на разработанном им сайте присутствовал его логотип, являющийся одновременно гиперссылкой на его сайт. Собственно, такие же пожелания может высказать и субподрядчик. Что-ж, внесите об этом специальную оговорку. Кстати о Вашем праве привлекать для исполнения обязательств третьих лиц также следует упомянуть отдельно. Не важно, требуется для этого согласие Заказчика или нет.
В части ответственности и интеллектуальной собственности, не забудьте указать, что за все предоставленные Заказчиком для Вас материалы отвечает сам Заказчик и именно он должен иметь права на указанные объекты.
Кроме того, Заказчик должен позаботиться о получении согласия сотрудников на их фотографию и ее размещение в последующем на корпоративном сайте, который Вы как раз и разрабатываете.
Далее, говоря о вопросе интеллектуальной собственности, следует обратить внимание на Ваши права на шрифты, изображения с фотостоков и прочее.
Определенно на шрифты прав Вы не имеете, если конечно, самостоятельно их не разработали. Именно поэтому необходимо сделать оговорку о так называемых Рекомендуемых элементах.
Сделать оговорку о Рекомендуемых элементах можно, предварительно внеся соответствующее определение в терминологическую часть. Выглядит примерно так:
Учитывайте также, что Вы не имеете прав на лицензионное обеспечение, которое находится в хозяйственном обиходе у Вашего клиента. Поэтому именно Заказчик обязан предоставить Вам лицензию, например на CRM-систему «Битрикс 24», элементы которой Вы можете использовать на сайте.
Пропишите правило о том, что Заказчику не передаются какие-либо права на Рекомендованные к использованию элементы, объекты сторонних платформ-агрегаторов, предоставляющих объекты исключительного права третьих лиц и использованных Исполнителем в качестве рекомендованных для Заказчика.
О направлении Акта
Очень хорошо, конечно, что стороны признают юридическую силу за электронной перепиской. Однако Акты выполненных работ (оказанных услуг) лучше отправлять посредством ФГУП «Почта России» с описью вложения или Вашей любимой курьерской службой. Бланк, составляемый при описи вложения поможет, в случае возникновения проблем, доказать, что Исполнитель вовремя окончил работы и направил Акт Заказчику. Кроме того, при автоматической приемке Актов есть жесткая дата для отчета срока.
Некоторые выводы, о чем следует помнить
- Обязательно закрывайте Актом каждый этап выполнения общей работы. Не скупитесь на отправку Актов с описью вложения.
- Просчитайте и укажите все сроки, которые только могут присутствовать в Вашей хозяйственной деятельности. Не забудьте указать сроки приемки и составить правило об автоматической приемке.
- Разделяйте результаты интеллектуальной деятельности, которые Вы можете отчудить и те, к которым Вы не имеете прямого отношения.
- Ограничивайте количество правок. Это может быть ограничение этапов их внесения или ограничение их общего количества.
- Начинайте исполнения обязательств с момента, когда получите все необходимые для этого материалы, информационные материалы и ресурсы. Составьте отдельный Акт прима таких материалов (ресурсов).
- Не забудьте про обязанность Заказчика предоставить Вам хостинг/домен. Либо арендовать их самостоятельно, либо прислать предполагаемый адрес сайта для его последующей аренды Вами с указанием сроков такого предоставления.
- Придайте юридическую силу чатам, а при необходимости и комментариям внутри онлайн-сервисов по созданию сайтов.
- Лучше используйте рамочный договор. Этапируйте свои работы в отдельном приложении.
- Пропишите вопрос предоставления или создания технического задания (концепции) таким образом, чтобы Вам было это комфортно.
- Не останавливайтесь на «обычных» или законодательных определениях в терминологической части. Пропишите что и каким образом Вы понимаете, при необходимости, создайте отдельное приложение для глоссария.
- Ни в коем случае, не используйте шаблоны договоров. Они не имеют ничего общего с особенностями Вашей хозяйственной деятельности.
Обращайтесь с Вашими юридическими вопросами, ответим бесплатно (по мере возможности): Punkt-pomoshi@yandex.ru
Требуется помощь с составлением договора? А может - претензий, жалоб, исков, апелляционных жалоб, ходатайств, иных процессуальных документов? Напишите на электронную почту: Punkt-pomoshi@yandex.ru
Успехов!