1,1K подписчиков

Минутка памяти и гордости: судьба Саратовского авиазавода

6,2K прочитали

Советский авиаконструктор А.С. Яковлев, отец «ястребков», которые били фашистов в небе, рассказывал, что свои первые работы создавал в мастерской, где до этого делали кровати. Судьба Саратовского авиазавода также необычна и интересна, хоть и трагична. Завод на берегах Волги первоначально был создан для производства сельскохозяйственной техники. Но обстановка тех лет диктовала усиление обороны – предприятие перепрофилировали. Об этом подробнее в нашем материале!

Советский авиаконструктор А.С. Яковлев, отец «ястребков», которые били фашистов в небе, рассказывал, что свои первые работы создавал в мастерской, где до этого делали кровати.

История завода

Мало кто знает, но изначально, в 1929 году было создано бюро по постройке завода молотилок и машин для очищения зерна для развития народного хозяйства СССР. Спустя год началось строительство завода комбайнов, который в последствии выпускал комбайны «СЗК». И лишь в 1938 году завод стал производить авиатехнику. Это объясняется мировой ситуацией в те года. Именно из-за угрозы военного нападения на СССР было принято такое решение.

Почти ровно 84 года назад, 28 октября 1938 году с аэродрома завода взлетел первый скоростной разведчик Р-10.

Самолет-разведчик Р-10. Фото: https://warfor.me/samolet-razvedchik-r-10/
Самолет-разведчик Р-10. Фото: https://warfor.me/samolet-razvedchik-r-10/

Но многие наслышаны об Саратовском авиазаводе благодаря знаменитым «детищам» Яковлева. Именно здесь собирались Як-1 и боевой истребитель Як-3, самолёты вертикального взлета и посадки Як-38, пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

Сборка истребителей Як-3, 1944 год. Фото: ИА REGNUM
Сборка истребителей Як-3, 1944 год. Фото: ИА REGNUM

Во время войны предприятие изготовило свыше 13 000 боевых единиц, а это четверть истребителей, которые были поставлены на фронт всей авиапромышленностью. После войны с САЗа было выпущено около 1 000 реактивных самолетов Як-15, Як-23, Як-25, Як-27. В 60-70-е годы был освоен выпуск боевых самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38 и в 80-е годы – самолета Як-141.

В 60-70-е годы началось создание пассажирских лайнеров – самолета Як-40, который оказался востребован не только в советском пространстве, но и в мире. На предприятии было изготовлено почти 1 500 Як-40 различных вариантов и модификаций. 120 этих самолетов экспортировались в 16 стран мира.

В 80-е годы был создан – Як-42, он являлся улучшенным воплощение предыдущих моделей. И чаще всего именно он на слуху у путешественников. Самолет выпускался в трех вариантах и модификациях, имел И 4 варианта компоновки салона: от стандартного на 120 мест до варианта VIP – на 39 пассажиров.

В 90-ые годы предприятие насчитывало порядка 15 000 работников. Но его судьба печальна. В 2005 году была начата процедура банкротства, а ровно 10 лет назад, в 2012, завод официально исключили из госреестра юрлиц. История это запутанная и неоднозначная, уголовные дела, возбуждённые по фактам преднамеренного банкротства, растянулись уже на 6 лет…

Сейчас на части территории некогда великого завода расположен торговый центр, а в других местах и вовсе одни лишь развалины.

Торговый центр, построенный на территории бывшего САЗа. Фото: Яндекс
Торговый центр, построенный на территории бывшего САЗа. Фото: Яндекс

Ветераны Саратовского авиационного завода в наши дни продолжают борьбу за сохранение памяти о трижды орденоносном Саратовском авиационном заводе и его коллективе.

В статье были использованы материалы: ИА REGNUM и «Электронной летописи Саратовской губернии». Больше интересных фото и информации о САЗе можно найти тут: https://vk.com/saviaz