20 октября иркутянам представили программу мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Леонида Гайдая. Юбилей выдающего кинорежиссера, выросшего в Иркутске, отметят 30 января 2023 года. Детали празднования представители «ГайдайЦентра» обсудили с внучкой Леонида Иовича Ольгой Худяковой. Она впервые прилетела на родину знаменитого дедушки. Ольга отметила, что Иркутск – это сердце и душа творчества Гайдая и поблагодарила иркутян за сохранение его памяти. Журналист IRK.ru пообщался с внучкой великого режиссера.
– Мы с коллегами отметили, что вы очень похожи на дедушку. Вам часто это говорят?
– Нет, я все-таки не публичный человек. Кто знает близко, говорят, что есть схожие черты.
– А как вообще на вашу жизнь влияет то, что вы — внучка Леонида Гайдая?
– Я никак это не афиширую, ведь странно записывать в заслуги себе то, что у тебя дед — гений. Но информация все равно просачивается, поэтому я чувствую некоторую неловкость из-за внимания, но в то же время и ответственность — не хочется, скажем так, подвести.
– Мы знаем Леонида Гайдая как великого кинорежиссера, а каким вы его запомнили?
– Он не был типичным дедушкой и в общении с детьми не делал скидку на возраст. Не улюлюкал, вел диалог как со взрослым. С одной стороны, это немного странно для ребенка, но зато очень влияет на развитие. При этом мы с ним играли в игры, делали какие-то постановки — все с большим юмором. Я родилась заграницей, так как родители там работали, с дедушкой мы впервые увиделись, когда мне было уже больше года. Когда я спросила, как его зовут, он решил сходу пошутить и назвался Петерсом. И потом долго не мог понять, почему внучка зовет его Петерс, а не дедушка.
– Ваш любимый фильм Леонида Иовича?
– Вопрос простой и сложный одновременно. Очень люблю «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Но когда начинаю перечислять, понимаю, что люблю все – и ранние, и поздние работы. Последний его фильм «На Дерибассовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» сильно отличается по стилистике от предыдущих, но я считаю, что это хорошая работа, отражающая новые реалии и происходящие в то время процессы.
– Почему вы не выбрали творческую профессию, а пошли по стопам мамы и стали экономистом?
– Мне кажется, я не обладаю достаточной силой воли. А искусство, кино — это профессии большой дисциплины и большой зависимости (особенно у актеров). Там, как бы ты ни старался, судьба не всегда может быть к тебе благосклонна, и не все добиваются популярности и востребованности. Я все таки более прагматична. К тому же, когда я поступала в университет, моя фактура уже не была так востребована (одной из последних таких типажей была Наталья Крачковская). А силы воли менять фактуру у меня не было (смеется).
– А если все-таки представить вас актрисой, в каком фильме дедушки вы бы хотели сняться?
– Наверное, «Деловые люди», «12 стульев». Да в любом! Я ведь в детстве снялась в крошечной роли в фильме "Частный детектив или операция «Кооперация», вместе с Натальей Крачковской. Еще помните в картине «На Дерибасовской хорошая погода» внука Мони? Изначально была внучка, и эту роль должна была играть я. Мы даже репетировали, но я сильно заболела и в итоге девочку заменили на мальчика, которого сыграл Саша Лойе. Считаю, что он сыграл блистательно! Ему удалось создать запоминающийся образ.
– А какое кино вам сейчас нравится?
– Я смотрю какие то современные работы, но не особо слежу, так что выделять не буду. Считаю, что мнение о том, что сейчас нет хорошего кино, неверное. Сейчас выбор шире и работ больше.
– Какие увлечения у Леонида Иовича были помимо кино?
– Дедушка очень любил дачу. Причем у него была легкая рука: он мог мимоходом посадить какой-нибудь огурец и потом ради него ездить туда, поливать, ухаживать… Дача для него была местом отдыха, силы, энергии. Времени на другие увлечения не было, все-таки дедушка был очень увлечен рабочим процессом. Вообще, вокруг Леонида Гайдая очень много мифов, мы уже устали на все реагировать. Да и сам дедушка был чужд какому-то избыточному вниманию. Он был далек от создания какого-то имиджа, даже не мог воспользоваться льготами как ветеран Великой Отечественной войны, как инвалид. Бывало, что шел за луком, и возвращался через два часа. Бабушка спрашивала: «Почему так долго? Ты же мог пройти первым». Он отвечал, мол, очередь, все стояли и я тоже.
– Леонид Иович часто советовался с супругой Ниной Павловной по рабочим моментам?
– Он максимально самостоятельная единица. Как и все, делился с бабушкой мыслями, рассказывал о событиях. Но все решения принимал сам.
– Часто ли вспоминали в семье Иркутск?
– Конечно, тот отрезок жизни, который дедушка провел здесь, был очень важен для его становления. И когда он переехал в Москву, в минуты творческих исканий возвращался в Иркутск, в родной дом, который был местом силы. И мы об этом хорошо помним. Когда его картину «Жених с того света» подвергли жесткой цензуре, Леонид Иович в порыве творческой депрессии приехал именно в Иркутск, чтобы сбросить это тревожное чувство. И дома, на чердаке, где было огромное количество книг (а у них была очень читающая семья), дедушка нашел юмористические рассказы. Так и появилась троица Трус, Балбес, Бывалый — идея зародилась здесь, в Иркутске.
Сегодня мы убрались на могилах родителей дедушки (Ольга вместе с сотрудниками «ГайдайЦентра» съездила на кладбище, где похоронены родители Леонида Гайдая Иов Исидорович и Мария Ивановна — прим.авт.) и я осознала, что с возрастом начинаешь сильнее задумываться, кто ты, кто твои предки. Это сложное чувство, которое я даже не могу объяснить. Конечно, одного дня для такого города, как Иркутск, мало. В следующий раз запланирую более длительный визит, у вас однозначно есть, что посмотреть.
Элина Халтанова, IRK.ru
Фото Евгения Панина и Софьи Самсоновой<\p>