Опора на прошлое в попытках построить настоящее и предсказать будущее – основной метод историзма. Он использовался всеми без исключениями видами идеократий. Древние арии нацистской Германии, Римская империя фашистской Италии, Советская империя путинской России.
Именно история была опорой для прогнозов о Тысячелетнем Рейхе, Средиземном море как внутреннем море Италии, собирании исторически русских земель в новой империи.
Что-то поначалу удавалось, но потом давал знать разрыв между реалиями сегодняшнего дня и дня давно (или даже не очень давно) минувшего.
О ненадежности такой опоры собственно и предупреждал Карл Поппер в своей очень, очень, очень давней работе «Нищета историзма»
Атаковал он в первую очередь марксизм, но парадоксальным образом угодил и в дела наших дней.
Итак, основной тезис Поппера гласил:
«История — то, что случилось в прошлом. Это не река и не сила. История всегда заканчивается сегодня, в этот самый момент времени. Начиная с сегодняшнего дня мы сами, наша воля, наши этические убеждения, — вот что может влиять на то, что случится в будущем».
Только это спасет от оруэлловского пессимизма - «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым».
Главный аргумент Поппера против привлечения прошлого в качестве фактора, предопределяющего будущее, заключается в невозможности исторического прогнозирования. Мы смеёмся над «Концом истории» Фукуямы, оптимистичными прогнозами Жака Аттали, крахом марксистского утверждения о конечной победе коммунизма. Да что там – только очень ленивые умом всерьез воспринимают прогнозы России от Аляски до Карпат (а то и дальше).
Пригожин показал теоретически, что неравновесная система при усилении параметров, выводящих ее из равновесного состояния, достигает некоторой пороговой точки (точки бифуркации), после которой происходит скачкообразный переход к целому спектру возможных состояний. При том мы никак не можем указать заранее, в каком из них окажется будущая система. Причем тот результат, что следует из "исторической логики" скорей является наименее вероятным.
А ведь важнейший критерий истинности теории – предсказание результатов.
Что делать? Перестать использовать прошедшее время, поместить портреты дедов туда, где им настоящее место – в свои души и семейные архивы. И в одном послушать Поппера:
«Вместо того чтобы стать в позу пророков, мы должны стать творцами своей судьбы»