Найти тему
Главное

Москвич. Затейливая и извилистая история отечественного автомобилестроения

Предыстория

Первый российский серийный автомобиль был представлен на Выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Машина производилась на заводах русских промышленников Яковлева (двигатель и трансмиссия) и Фрезе (корпус и ходовая часть).

Если учесть, что трехколесный Мерседес появился в 1885 году, то технологическое и промышленное отставание отрасли в то время не выглядело катастрофическим.
Автомобиль Фрезе. Фото из открытых источников
Автомобиль Фрезе. Фото из открытых источников

Но в 1898 году Яковлев умирает. Его наследники не видели в производстве автомобильных двигателей ничего перспективного. Одна головная боль да проблемы. Оставшись без российского компаньона, Фрезе еще какое-то время выпускал автомобиль с импортными двигателями.

Оказалось, производство российских автомобилей с импортными комплектующими было крайне невыгодно. В России того времени детали к автомобилям обкладывались огромными пошлинами, а готовые автомобили зарубежных производителей, наоборот шли по льготному тарифу.

То есть российское законодательство было построено так, что надо было либо производить все детали на автомобиль в России, либо покупать готовый. Международная кооперация не приветствовалась.

Руссо-Балт. Фото из открытых источников
Руссо-Балт. Фото из открытых источников

Французские и немецкие производители получали огромное преимущество. Вопрос: государственная политика в отношении отечественного производителя ничего не напоминает? Мне напоминает. Ничего не изменилось.

В 1910 году промышленник Фрезе сдался и продал производство Русско-Балтийскому вагонному заводу, на котором уже второй год (с 1908 года) существовал автомобильный отдел. Завод находился в Риге. Производил автомобили вплоть до 1918 года.

По понятным причинам производство остановилось.

Москвич

Революция, Гражданская революция, разруха…

Было не легко, но уже в 1929 году Советский Союз заключил контракт с Американской компанией «Форд» о технической помощи в построении завода легковых и грузовых автомобилей в Нижнем Новгороде.
Форд А. Фото из открытых источников
Форд А. Фото из открытых источников

Пока строился завод в городе на Волге, в Москве было решено организовать сборочное предприятие по производству автомобилей «Форд А» и «Форд АА» (грузовая модель) из американских комплектующих.

В ноябре 1930 года стартовало производство. Завод назвали «Государственным автосборочным заводом имени Коммунистического Интернационала молодёжи» (КИМ). Замечу, честность - во всем, даже в названии. Современным промышленникам стоит поучиться.

Уже в 1933 году завод КИМ собирал автомобили из отечественных комплектующих. Невероятно быстро произошла локализация производства. Не правда ли? А почему? Потому что было решение и было желание.

КИМ-10. Фото из открытых источников
КИМ-10. Фото из открытых источников

С 1939 года завод КИМ становится самостоятельным автомобильным производителем. Завод производит легковой автомобиль КИМ-10.

Название «Москвич» появляется в 1945 году. Завод переименовывается в «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА). Теперь выпускается модель «Москвич-400».

Далее на свет появились модели 401, 402…

В 1967 году начинается выпуск Москвича 412.
Москвич 412. Фото из открытых источников
Москвич 412. Фото из открытых источников

В 1968 году завод приобретает новое название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

Затем начался развитой социализм и застой. Потом перестройка с ускорением. Название «Москвич» ушло в прошлое.

Завод стал называться «Автофрамос». Теперь он выпускал автомобили под маркой Рено. Казалось, что про «Москвич», легенду советского автопрома, можно забыть навеки.

АЗЛК. Фото из открытых источников
АЗЛК. Фото из открытых источников

Но история наука кудрявая, все не так просто. В мае 2022 года компания Рено заявила, что уходит из России. Активы продает.

В июне 2022 года завод получил название «Московский автомобильный завод «Москвич».

В декабре 2022 года планируется выпуск нового автомобиля с шильдиком «Москвич». Пообещал сам Собянин.

Москвич 2141. Фото из открытых источников
Москвич 2141. Фото из открытых источников

Заключение

На этом месте можно было бы вскрикнуть «Ура»! Справедливость восторжествовала! Мы знали, что Москвич вернется. Бравурная музыка, титры с фамилиями главных героев и авторов сценария, но…

Но мне кажется история Москвича не будет устлана лепестками из роз. Будут серьезные испытания и проблемы. Законодательство России, как и сто десять лет назад не благоприятствует отечественному производителю. Даже если не обращать внимания на санкции и прочий международный негатив.
АЗЛК. Фото из открытых источников
АЗЛК. Фото из открытых источников

Главная проблема в нас, внутри страны. Российский производитель – это тяжкий крест. Не каждому под силу. Против него работают все государственные органы, включая миграционную службу, Роспотребназор, Российскую таможню и участковых полицейских. Про налоговые органы и вообще лучше не вспоминать. А конкурировать придётся с китайскими производителями. Это серьезно.

В любом случае, пожелаем удачи новому Москвичу. А властям – помогите отечественному производителю, хотя бы не мешайте работать.

Всем добра.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.

#завод Москвич #отечественный автопром #российские новости #зарубежные новости #возрождение завода Москвич