Найти тему
Губерния

Неподходящая жена для караима

-Господи,- с восторгом думала Ольга, - ну, как он хорош! Я очень, очень хочу за него замуж!

А 24-летний московский торговец чаем и табаком каждое утро присылал ей корзину с розами и свежим печеньем из лучшей кондитерской Петербурга.

Караимы. Худ. Огюст Раффе
Караимы. Худ. Огюст Раффе

Утончённая и романтичная Ольга с замиранием сердца смотрела на жгучего потомка крымских караимов, родной дядя которого владел табачными фабриками "Ява" и "Дукат".

Ухоженные душистые усики, бездонные миндалевидные глаза, соболиные брови впридачу с обходительными манерами - Моисей Сарач был действительно хорош! Южная пылкость, долгие взгляды и многозначительные записки окончательно сразили Ольгу и, вскоре, состоялась свадьба.

Что сказать, родители были против: разные социальные слои, разные вероисповедания, да и характеры разные! В общем, кроме страсти, ничего общего.

В ожидании шафера. Худ. И.М.Прянишников
В ожидании шафера. Худ. И.М.Прянишников

А Ольга хотела поделиться своим счастьем. С кем, как не с подругой детства? Их дома рядом. Дуняша, дочь купца 1 гильдии Андрея Ивановича Галунова, была полной противоположностью Ольге - дочери помощника и правой руки министра С.Ю.Витте, Александра Адамовича Шабуневича. Дуняша - крепко сбитая, румяная, востроокая жизнелюбка, Ольга - хрупкая, аристократически бледная красавица.

Молодой муж переехал к супруге, успешно развивая бизнес "колониальных" товаров. Всё хорошо, но вот детишек нет и нет. Да и Ольга, по причине слабости лёгких всё чаще болела.

Дуняша, Евдокия Галунова, частенько навещала молодых, развлекала беседами мужа своей подруги, когда той нездоровилось. А беседовать было о чём (купцы же!) - о счетах, шельмоватых приказчиках, продавцах да поставщиках.

Наконец, у Ольги, через три года супружества, определились "неоспоримые признаки интересного положения". Моисей повёз супругу к матери, в Крым. А там мама, мечтающая обрезать будущего младенца, и куча других караимских обрядов. Ольга истинная лютеранка, ну, разве можно! Немедленно в Петербург, даже ценой обиды свекрови! Путь неблизкий, в повозке. Ольгу растрясло и возле нынешнего Новороссийска, в чужой избе, она родила девочку. Ослабленная родами, в ноябре 1910 года, только через три месяца, Ольга приехала в Петербург. Заботы о внучке взяла на себя бабушка, урождённая киевская дворянка Самохвалова. Ольга слегла.

Чахотка. Худ. Юбер-Дени Этчеверри
Чахотка. Худ. Юбер-Дени Этчеверри

Вскоре, по Петербургу поползли слухи об адюльтере её супруга. Дамой сердца оказалась Дуняша! А Моисей стал равнодушен к Ольге. Влюблённость куда-то делась... Вечно в постели, безжизненная, да к тому же с его мамой не в ладах. Неподходящая жена! Его отцовские чувства молчали и к дочке-малышке.

Моисей покинул дом супруги, а оскорблённая Ольга подала на развод. Общались только через адвокатов. Их развели в 1911 году. Ольга долго вчитывалась в строчки протокола по бракоразводному процессу и не могла поверить: "... ответчик покинул жену и категорически отказывается продолжать с ней супружескую жизнь... воспитание ребёнка будет обеспечено имеющимися у матери средствами".

А дальше следовало прошение адвоката Моисея Сарача о вступлении его доверителя в новый брак с девицею Евдокией Андреевной Галуновой. Но ведь караимские законы запрещают повторный брак! Жизнь Ольги казалась бессмысленной: вечно недомогающий Моисей Сарач, признанный "совершенно не годным к прохождению воинской службы" и потому навсегда от неё освобождённый, женился вторым браком на Евдокии Галуновой. Больше Ольга никогда не заводила подруг.

Ходили слухи, что Дуняша пошла под венец беременной. Но - нет. Она родила Андрея через год после бракосочетания.

Ольга оправилась от неудачного брака, от предательства подруги, не замкнулась в себе - посещала различные литературные кружки Петербурга, где встречалась с Гумилёвым, Ахматовой, Чуковским; принимала гостей в своей уютной гостиной и не пропускала премьер в театре.

Родители, как всегда, оказались правы! Но они никогда не упрекнут в этом свою дочь. Зная об Ольгином дремлющем лёгочном заболевании, они будут рады всплеску жизнелюбия своей дочери. Ольга найдёт себе прекрасную партию - мужем станет её лечащий врач Люциан Ивановский. Да, невзрачный, в возрасте, но с положением и обеспеченный - он будет сдувать пылинки с пальчиков обожаемой Ольги до самой её смерти. А девочку будет боготворить и станет для неё единственным и настоящим отцом. Ольгу всё-таки "достанет" чахотка и она умрёт в 40 лет...

Спасибо!

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Губерния!

#Петербург свадьба роды развод родители