Найти тему

Интернет-маркетолог - кто, что, зачем?

Оглавление
Предположим вы находитесь в поиске маркетолога в ваш бизнес. Изучим базовые термины и типовые ситуации. Пристально взглянем :)
Предположим вы находитесь в поиске маркетолога в ваш бизнес. Изучим базовые термины и типовые ситуации. Пристально взглянем :)

Компании нужен маркетолог - HR приступает к поискам. Терминов много, специализаций еще больше, смыслов в термины разные люди вкладывают еще больше.

Начну с начала. Самые частые задачи при поиске маркетолога - маркетинг и/или продвижение. Разберем их.

Чем маркетинг отличается от продвижения (лидогенерации/рекламы)

-2

Начнем с терминологии:

Продвижение - это действия, направленные на привлечение заинтересованных в продукте потенциальных клиентов (лидов).

Маркетинг - это дисциплина, сочетающая в себе различные продуктовые блоки от ценообразования до сегментирования клиентов на типы. Продвижение входит в маркетинг в том числе, но это лишь малая часть от всего маркетинга.

С этим разобрались.
Как теперь это поможет нам понять, кто же такой маркетолог?
А дело тут вот в чём. Каждый человек, который хочет нанять или уже пробовал нанимать маркетолога, сталкивался с тем, что для него это очень абстрактный персонаж.

Как это обычно выглядит: руководитель вместе с кадровиком или помощником садятся писать описание вакансии, и сразу в их головах возникает вопрос: “А чем у нас в компании будет заниматься маркетолог?”....

Что хочется чтобы делал маркетолог?
Что вы хотите от маркетолога?
Ответ на поверхности - желательно всё - что нужно бизнесу.

И тут у бизнеса есть целая стопка пыльных папок и сшитых между собой талмудов, которые как правило и попадают в полном объеме в раздел “планируемые должностные обязанности”.

Почему так происходит, и почему это не очень эффективная тактика для найма действительно пригодного и результативного сотрудника? Давайте будем анализировать на примерах.
Как обычно выглядит процесс создания списка обязанностей нашего потенциального маркетолога:

  • Надо чтобы занимался нашим сайтом, продвигал и следил за ценами в интернет магазине.
  • Нужно анализировать рынок и конкурентов - это зона ответственности маркетинга
  • В магазине есть онлайн консультант - это тоже в интернете, надо отвечать
  • У нас есть аккаунт в ВК/ОК/и тп, пусть там нас продвигает (пишет посты и снимает Истории и Клипы)
  • Все сейчас заводят себе телеграм-каналы. Нам нужно тоже.
  • Оформлять визитки и печатную продукцию, раздатку для клиентов, может буклет какой о новом типе "супертовара №12354".
  • Яндекс Директ надо вести и добавить туда два новых направления
  • Заявки собираются в CRM. Надо следить как менеджеры их обрабатывают и следить за качеством заявок, это прямая задача маркетинга
  • Скоро планируется выставка, нужно договориться с организаторами и оформить стойку.
  • Планируется разработка сайта нужно найти подрядчиков и написать ТЗ на сайт.
  • Слышал - что за чат-ботами будущее! Нам бы настроить такого, там вроде всё просто, есть визуальные конструкторы.
  • Смотрю все обучают как торговать на маркетплейсах, хотелось бы туда тоже выйти.
  • Почтовые рассылки, говорят они работают отлично... просто никто не умеет их нормально делать, а с прямыми руками всё будет отлично.

Решено, ищем маркетолога - универсала с прямыми как рельсы руками. Бюджет на ЗП 35 000 рублей (Оклад + KPI) c перспективой роста до 70 000 рублей (В ДВА РАЗА) выглядит как неплохой план. HR - берите в работу, как закроете вакансию отчитываетесь.

Итого мы что мы имеем - задача поставлена, критерии определены, всё взято в работу. Формально всё не плохо, и даже местами амбициозно, есть ощущение что сейчас заживем, только надо толкового спеца найти.

Но если вы читаете этот текст, то скорее всего вы понимаете что через 2-3 месяца задача будет с треском провалена, не смотря на то что, кадровик отчитался, и человека наняли, только он оказался не тем самым. В результате увольнение или катапультирование коллеги в “свободное плавание”.

Знакомо? Давайте разбираться. Подписывайтесь! Дальше будет еще жизненнее и продуктивнее!

И в это месте я уже хочу вам выразить искреннюю признательность и благодарность за то что вы дочитали до этого места, и действительно хотите сделать так чтобы задача по найму маркетолога, или даже отдела маркетинга, сдвинулась с мертвой точки.

-3

В чём же проблема найти того самого, толкового маркетолога?

Проблема в подходе. Поменяем подход, и сильно продвинемся в вопросе. Разумеется есть много нюансов, но об этом позже.

Что не так с подходом?

В начале прошлого века великий предприниматель Генри Форд, анализируя, как производят автомобили его коллеги по цеху, увидел закономерность : за сборкой одной единицы автомобиля был закреплен один мастер. Он же отвечал за качество сборки, а также занимался последующим гарантийным ремонтом авто. Подобные методы работы, дошли и до наших дней. Некоторые автомобили люкс - класса действительно собираются вручную, а у некоторых марок авто принято ставить автограф мастера, как знак качества и персональности сборки.

Мы все прекрасно знаем чем кончилась эта история - сначала разделение труда, один рабочий один узел/агрегат, далее роботизация процесса, на человеке остался лишь контроль за работой роботов, и финальная ручная тонкая сборка.

Причём тут эта занимательная история?
А при том, что в России маркетингом начали интересоваться и заниматься с 1991 года, т.е. всего 31 год назад - для индустрии, это короткий миг, поэтому я глубоко убежден, что сейчас мы находимся на этапе становления базовых принципов работы маркетинга “по русски” в малом и среднем бизнесе.

Базовая задача, любого амбициозного бизнеса, построить маркетинговый конвейер. Стать Генри Фордом маркетинга. Не иначе.

За 10 лет работы в маркетинге, я видел много корпоративных аквариумов. От гигантских, до совсем крошечных, буквально на 1-2 рыбки. Крайне редко, в них я видел какое то подобие конвейера, синхоронности и слаженности действий в маркетинге. И если вы хотите в этом убедиться просто зайдите на любой сайт по поиску работы, как соискатель. и поищите работу маркетологом. Вы увидите, что 80% средних и малых компаний, ищут того самого Йетти, который маячит где то на горизонте, но так и остаётся голубой мечтой русского предпринимателя.

Итак я разобрал:

  1. Чем Маркетинг отличается от продвижения?
  2. Что вы хотите от маркетолога?
  3. В чём же проблема найти того самого толкового маркетолога?

Далее напишу и опубликую:

  1. Специализация против универсализации: кто кого?
  2. Смертельные вопросы, которые точно собьют вас с пути.
  3. Классификация специальностей в маркетинговом цеху.

Спасибо за внимание!
Подписывайтесь, пишите комментарии, свои истории, свои мысли!
Вместе мы сила!

Ваш Маркетолог без очков - Александр Литвинов.