Хотя Европе удалось заполнить на зиму газовые хранилища, страны практически не могут распоряжаться этими запасами, сообщает Bloomberg. 90% топлива принадлежит корпорациям, которые имеют полное право продавать его тем, кто больше заплатит.
Европа приложила немало усилий, чтобы заполнить на зиму свои газовые хранилища. Но неприятная правда заключается в том, что государства практически не могут распоряжаться этими запасами.
Согласно данным, полученным агентством Bloomberg, под непосредственным контролем государственных должностных лиц от Италии до Нидерландов находится всего 10% газа из хранилищ национального стратегического резерва.
Остальной газ принадлежит международным трейдинговым компаниям, предприятиям ЖКХ и промышленным корпорациям. Эти компании имеют полное право продавать газ тому, кто больше заплатит, пусть даже это покупатель из другой страны. Это значит, что, если в Германии наступит похолодание, она начнет скупать газ у соседей, а это нанесет удар по европейской солидарности.
Региональная газовая сеть должна работать таким образом, чтобы поставки осуществлялись между рынками. Пока в системе достаточно газа, в ней сохраняется баланс. Но в подобной кризисной ситуации она еще не работала.
"На практике эта система никогда не подвергалась реальной проверке, – сказал аналитик Грэм Фридман (Graham Freedman) из консалтинговой фирмы Wood Mackenzie. – Многое будет зависеть от погоды этой зимой".
Если будет холодно, к концу марта запасов останется менее 10%, отметил Фридман. Из-за этого снова начнется драка за газ, чтобы сделать запасы на следующую зиму. У Европы нет открытых данных о том, кому принадлежит находящийся в хранилищах газ, однако основная его часть находится под контролем энергетических компаний, в том числе государственных. А им придется забирать это топливо, чтобы снабжать частные дома и промышленные предприятия, рассказали осведомленные источники.
Меньшая часть газа находится в руках трейдинговых компаний, таких как Glencore Plc и Vitol Group. А они больше всего заинтересованы в получении прибыли, причем максимальной. Это малозначимые игроки, потому что издержки у них велики, а новые правила создают им дополнительные препятствия. Об этом рассказали источники, пожелавшие остаться неназванными, так как речь идет о конфиденциальной информации. Glencore, Vitol и Trafigura Group от комментариев отказались.
"Держать газ в хранилищах – это составная часть масштабной стратегии частных торговых компаний, в основе которой лежит владение активами", – сказал старший директор S&P Global Алун Дэвис (Alun Davies), занимающийся вопросами европейской энергетики и газа. Он добавил, что чистые трейдеры предпочитают оборотные средства, не желая вкладывать ресурсы в крупные запасы топлива.
Регион уже несколько месяцев ломает голову о зимних поставках, стараясь запасти как можно больше газа. Сейчас хранилища заполнены по максимуму, и запасов в них больше среднего показателя за последние пять лет.
Однако во избежание перебоев с поставками государства должны стремиться к введению чрезвычайного положения. В этом случае Федеральное сетевое агентство Германии и прочие национальные органы регулирования получат полномочия распоряжаться находящимся в хранилищах газом, решая, сколько надо забрать, а сколько оставить. Если оно введет жесткий контроль и закрутит гайки, соседи останутся один на один с дефицитом.
Германия сильно зависит от других, потому что в ее хранилищах находится всего 25% от объема годовых потребностей. У Польши положение тоже ненадежное. У этой пятой по численности населения страны ЕС (38 миллионов человек) объем хранилищ меньше, чем у Словакии, хотя там проживает всего 5,5 миллиона человек.
Если система работает, цены растут там, где наибольший спрос. Поскольку газ перетекает на рынки, где за него больше платят, цены в странах, откуда его забирают, тоже должны расти. Об этом рассказывает старший трейдер голландской энергетической компании PZEM NV Ниек ван Кутерен (Niek van Kouteren).
"Посмотрим, насколько эффективен этот рынок", – сказал он.
В предстоящие месяцы вполне возможны ценовые диспропорции, потому что Россия резко сократила поставки, которые в прошлом году обеспечивали спрос на 40%. Таким образом, возрастает вероятность перетекания газа с одного рынка на другой. Например, когда в крупных странах типа Германии и Польши температура опустится ниже нуля, они начнут забирать газ в Италии, Австрии или Нидерландах.
Хотя у Германии самая большая в Европе емкость хранилищ, она издавна использует австрийские резервы, помогая своей самой крупной в Европе экономике отапливать дома и обеспечивать работу заводов и фабрик. В этой стране почти половина домов отапливается газом.
Австрия в зимнее время обычно берет на себя функции поставщика. Более двух третей газа из ее хранилищ идет на продажу в другие страны. У Чехии и Венгрии объем хранилищ тоже больше, чем им нужно для внутреннего потребления.
"Европа едина, – сказал в четверг канцлер Германии Олаф Шольц, выступая в парламенте. – Мы как страна за последние недели и месяцы приняли все необходимые меры и теперь можем с уверенностью сказать: вместе мы выстоим этой зимой".
Опасность частного владения газом в хранилищах стала очевидна в июле, когда крупнейший в Германии покупатель российского газа, компания Uniper SE, начал забирать газ из хранилищ для поставок клиентам — и сделал это после того, как Россия сократила объемы прокачки.
Эти действия противоречили стремлению правительства создать резервы, и администрация Шольца была вынуждена предоставить Uniper дополнительные средства. В настоящее время она находится в процессе национализации.
Страны также активизируют усилия по недопущению перебоев с поставками предстоящей зимой. Для этого они нормируют забор топлива и увеличивают запасы. Германия приняла закон, устанавливающий контрольные показатели по объемам резервов в хранилищах. Она уже достигла целевого показателя на 1 ноября, который составляет 95%, а теперь установила показатель на 1 февраля в объеме 40%. Если операторы не выполнят установленные требования, им придется платить штрафы.
Правительство Шольца также выделило 15 миллиардов евро компании Trading Hub Europe, которая управляет газовым рынком Германии. Эти деньги пойдут на закупки топлива для хранилищ. Компания уже закупила газ в объемах, которого хватит для выработки 60 тераватт-часов. Это примерно 25% от объема немецких газовых хранилищ, которые можно считать государственными.
"Немецкое правительство создало огромные запасы газа, который можно будет использовать в зимнее время по необходимости, – сказал исполнительный директор ассоциации газовых хранилищ Ines Себастиан Блешке (Sebastian Bleschke). – Но большая часть запасов в стране находится на рынках, и их можно направить туда, где они необходимы".
Германия полагает, что трансграничная перекачка газа останется важной составляющей энергетического рынка Европы. "Нет абсолютно никакой обеспокоенности по поводу того, что газ будут забирать из итальянских хранилищ для использования в других странах", – сказал пресс-секретарь министерства экологии Италии.
Но кризис заставляет пристальнее смотреть на запасы. Некоторые страны заговорили о необходимости увеличить емкость хранилищ, чтобы преодолеть будущие кризисы. "Зима 2023-24 годов может быть хуже нынешней", – сказал генеральный директор итальянского энергетического гиганта Eni SpA Клаудио Дескальци (Claudio Descalzi).
"Будет правильным совместно заполнить часть газовых хранилищ в Европе в будущем году, – сказал Шольц депутатам парламента перед саммитом ЕС в Брюсселе. – На примере Trading Hub Europe мы показали, как это можно сделать".