Глава Союза журналистов России вновь с кем-то перепутал Хакасию, назвав какую-то мифическую цифру - 31 человек. Якобы столько сотрудников средств массовой информации в республике получили повестки.
"Призыв на службу по частичной мобилизации сотрудников СМИ не влечет за собой риск закрытия изданий", - об этом сообщил глава Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев.
По его словам, еще ни одно российское СМИ не закрылось из-за мобилизации.
СЖР разослал в регионы письма с просьбой указать, сколько журналистов было призвано на службу, и сообщить, если какое-либо издание столкнулось с угрозой закрытия.
«В целом в этом смысле никаких проблем нет по стране, хотя призыв журналистов существует, но это не является угрозой закрытия средств массовой информации. Были факты достаточно сложной (ситуации.— "Ъ") из Хакасии, где из местной телекомпании мне пришла бумага, что призывается 31 человек и компания может закрыться... Мы отреагировали»,— заявил господин Соловьев.
Эта новость появилась на сайте СЖР 19 октября. Хотя еще 7 октября Соловьеву уточняли: ну нет у в Хакасии столько сотрудников СМИ, которые могли бы получить повестки. Не только в телекомпаниях, где есть еще техперсонал, а вообще.
Информация о 31 журналисте из Хакасии, получившем повестки, оказалась фейком
В филиале ВГТРК — ГТРК редакции 19rusinfo.ru пояснили: им приходило 3 повестки, но один человек не подходил по здоровью, еще двое - потому что госканал - это системообразующее предприятие.
Вообще не приходили повестки сотрудникам ТВ7 и РТС.
Одна повестка пришла на Абакан24, но человек не прошел по возрасту. Откуда взялся 31 человек? Неужели так сложно посмотреть на карте, где находится Хакасия и сколько тут населения?
Это не первый раз, когда глава СЖР выдает о Хакасии не то что ложь, но, скажем так, не совсем точную информацию.
В сентябре 2020 года депутат Госдумы Юрий Афонин попросил осадить откровенно зарвавшуюся ГТРК-Хакасия, которая выступала против... коронавирусных ограничений. В сюжете телекомпании в откровенно негативном ключе говорилось о том, что правительство Хакасии ввело режим самоизоляции для пожилых людей.
Строго говоря, такие ограничения были почти во всех регионах. Но только в Хакасии государственная телекомпания решила пойти против федеральной повестки. А когда Афонин посмел указать на это, на защиту коллег, которые фактически подались в антиваксеры, встал Соловьев:
"Недопустима таким образом попытка введения цензуры в каком-то СМИ. Поэтому не только я, но и мои коллеги, в частности, спецкор «Московского комсомольца» Ева Меркачова, моя коллега по комиссии в Совете по правам человека по свободе слова и защите прав журналистов, высказывались на эту тему: о том, что подобная деятельность представителя компартии выходит за какие-то рамки. Потому что цензура у нас в стране запрещена Конституцией. И таким образом вводить цензуру даже на региональном уровне недопустимо. И пиариться на этом тоже не стоит", - сказал в интервью 19rusinfo.ru председатель СЖР.
В декабре 2020 года к Соловьеву в Москву приехали из Хакасии ходоки - группа провокаторов, журналистов и людей, близких к СМИ, однако журналистами не являющимися. В числе жалобщиков был Виталий Михалкин (член Союза журналистов России, однако уже давно ничего пишет, подался в бизнес, перепробовал кучу направлений, да что-то все никак не идет. Кто виноват - естественно, власть, конкретно - глава республики Валентин Коновалов).
«Это беспрецедентная ситуация в России. Введение цензуры, когда нельзя критиковать действующую власть. На днях президент выступил с заявлением, что это конституционное право высказывать свое мнение и критику действующей власти», — цитировали слова Михалкина "Известия".
Также в Москву съездила Ксения Буганова (на тот момент пресс-секретарь ОНФ, известная своей скандальностью). Перед Соловьевым Буганова даже картинно пустила слезу, рассказывая, как в Хакасии давят журналистов.
Был и Михаил Афанасьев, редактор интернет-журнала "Новый фокус".
"Участники встречи рассказали Соловьеву о целой серии ложных доносов против журналистов и попытках близких к губернатору политиков привлечь их к ответственности за то, что они выполняют свою работу", - писали "Известия".
Соловьев заверил, что журналисты из Хакасии будут защищены, и вновь заявил, что власти республики не должны забывать: в России свобода слова. Интересно, он это на полном серьезе говорил, или губу закусил, чтобы не прыснуть со смеху?
Визит в итоге закончился пшиком, факт давления на СМИ в Хакасии не подтвердился.
Единственный, кто действительно попал под жернова цензуры, так это Михаил Афанасьев. Но местная власть тут ни при чем. Он загремел под уголовку уже в этом году, после начала СВО, за то, что опубликовал материал об уволенных омоновцах.
И... председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев на эту тему молчит. Одно дело - обвинять во всех грехах "красного" губернатора и придумывать какие-то несуществующие 30 с лишним повесток. Совсем другое - в период специальной военной операции заступиться за коллегу, который сидит в СИЗО уже с апреля.