Продолжаем экспертную дискуссию о трансформации образования в рамках проекта «Образование по-другому». Напомним, она была объявлена министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. К обсуждению проблематики присоединился ректор ЧелГУ Сергей Таскаев.
— Какие задачи должна решать система образования в современной России?
Прежде всего необходимо избавить эту систему от наросшего на нее за десятилетия формализма, выйти из сферы услуг в область общественного блага. Вузы должны формировать человеческий капитал, любой капитал подразумевает ценность. А ценность личности повышается за счет актуального образования, развития социальных навыков, умения систематизировать и самообучаться.
— Какие принципы нужно заложить в основу трансформации системы образования с учетом текущих реалий и вызовов?
В сущности, принцип может быть один — интеграции, но реализовать его нужно глобально. Образование должно стать по-настоящему непрерывным, начиная с социализации и воспитания ребенка в детском саду и заканчивая выходом из вуза подготовленного к реалиям общества и рынка специалиста. Рад, что этот подход сегодня так или иначе озвучивают ключевые фигуры нашего профессионального сообщества.
Нам следует закрасить пробелы в том пунктире, который сейчас соединяет общеобразовательные школы и вуз. Почему я считаю это задачей высшей школы? Потому что нам следует активнее интегрироваться в работу школ: готовить для них кадры, включаться в разработку образовательных программ и организацию полезного досуга детей: открывать детские университеты, университетские классы и предуниверсарии, проводить олимпиады и универсиады, создавать и курировать научные общества учащихся, использовать различные инновационные форматы взаимодействия.
Уже сегодня в вузах России, в том числе и в ЧелГУ, есть замечательные примеры такой кооперации. Однако любовь, безусловно, должна быть взаимной: среднее образование должно быть готово легко принять вузы в свою среду, трансформируя ее без сожаления.
Следующий разрыв, который необходимо устранить, — это образовательные программы университетов с набором их компетенций и реальные потребности рынка труда. Причем именно того рынка, на который выходит выпускник конкретного вуза. Крепкому региональному вузу не стоит натягивать сову на глобус и готовить своих студентов к работе за рубежом, например. Есть запрос кадров конкретного региона, давайте встраиваться в него — опять же совместно с работодателем.
Ну и третий, хотя не менее важный пример: интеграция вузовской науки в экономический сектор, в развитие целого ряда сфер: от производства и сельского хозяйства до медицины и космоса. Сейчас это актуальный вопрос государственной политики, государственного суверенитета.
Напомним, что в дискуссии «Образование по-другому» уже приняли участие:
✅ Ректор НГУ Михаил Федорук
✅ Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская
✅ Директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев
✅ Ректор ТГУ Эдуард Галажинский
✅ Советник Генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Серова.
✅ Генеральный директор ИОТ-Университета, главный архитектор платформы Modeus Павел Музыка.
✅ ректор МГПУ Игорь Реморенко.
✅ ректор ГУУ Владимир Строев.
Образование по-другому -> t.me/newwayofedu