Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции открыто бросил вызов Западу и начал свою игру, повернувшись спиной к новой геополитической конъюнктуре. Но еще предстоит выяснить, как на самом деле повлияет изменение внешнеполитических приоритетов Анкары и как это найдет отклик на Ближнем Востоке.
После того, как президент России Владимир Путин предложил своему турецкому коллеге, Реджепу Тайипу Эрдогану создать газовый хаб в Турции и турецкая сторона заявила, что "это технически возможно и должно быть детально изучено", казалось, что Анкара может взять некоторую паузу для принятия конкретных решений.
В этой связи турецкие СМИ специально напоминают, что проект энергетического хаба ранее был решительно осужден в ходе переговоров между двумя сторонами. Во время подготовки к "Турецкому потоку" Москва уже предлагала Анкаре построить четыре нитки газопровода вместо двух.
Первая линия предназначалась для внутреннего потребления. Вторая, третья и четвертая должны были поставлять газ в страны ЕС. Но Анкара отказалась, полагая, что в будущем она сможет поставлять в Европу газ из Туркменистана, Ирана и Ирака в дополнение к азербайджанскому газу.
Это было политическое и геополитическое решение. Следует напомнить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил визит в Туркменистан, где, по данным бакинских СМИ, обсуждался вопрос присоединения Ашхабада к Южному газовому коридору, подключения к газовой системе в обход России с выходом в Турцию на фоне санкций против "Северного потока-2".
В то время Исследовательская служба Конгресса США в специальном отчете приписала успех действий в этом направлении тому факту, что Эрдоган "переехал из России в США", а Азербайджан был определен американцами как "более привлекательный поставщик для ЕС и Турции, чем "Газпром"".
Но сейчас ситуация изменилась, и Анкара начала действовать без паузы, больше не мечась между "Турецким потоком" и проамериканским "Южным потоком". Эрдоган заявил, что готов реализовать предложение Путина о газовом хабе.
"Европа сейчас думает о том, как обеспечить себя энергией в предстоящий зимний период... На нашей последней встрече с господином Путиным мы договорились о создании газового хаба в Турции", - заявил Эрдоган на заседании своей партии в турецком парламенте. - Путин объявил, что европейские страны могут использовать российский газ через Турцию.
В то же время Анкара заявила, что переговоры по проекту вот-вот начнутся. Отсюда первый вывод:
Турция приняла политическое решение, хотя на данный момент публично обсуждаются только технические и коммерческие вопросы, а другие вопросы остаются в стороне.
Очевидно, что Турция резко укрепляет свои позиции не только как региональный, но и как глобальный игрок. Готов ли Запад принять его в этой роли? Более того, перенаправление даже 20 процентов западноевропейских энергоресурсов на турецкий рынок вытеснило бы крупнейших потребителей российского газа в ЕС - Германию, Австрию и Нидерланды - из энергетических процессов.
Москва вместе с Анкарой могли бы диктовать свои условия. Но готова ли Европа принимать газ через Турцию в предлагаемых объемах в условиях резкого промышленного и экономического спада? Наконец, на строительство новой трубопроводной инфраструктуры ушло бы несколько лет, поскольку все это происходило бы в условиях санкций.
Второй вывод заключается в том, что Анкара будет связана определенными внешнеполитическими решениями в течение этого периода, возможно, "в течение года, пока по дну Черного моря не будет проложен новый трубопровод", говорят эксперты.
Поэтому нельзя исключать, что в послании Анкары есть элемент "Большой игры", и Эрдоган, похоже, принял ее правила, полагая, что получит весомый аргумент в диалоге с Европой.
Глава "Росатома" Алексей Лихачев также сообщил, что Госкорпорация вступила в переговоры с турецкой стороной о строительстве в стране еще одной атомной электростанции на побережье Черного моря. Атомная электростанция "Аккую" строится в Турции при поддержке "Росатома" и должна быть введена в эксплуатацию в следующем году.
Короче говоря, как отмечает израильская газета The Jerusalem Post, "происходит переход от евроцентричного мира, основанного на колониальном господстве и гегемонии США, к многополярному миру, возглавляемому Китаем, Россией, Ираном и Турцией.
Вот почему Эрдоган также открыто бросил вызов Западу и начал свою собственную игру, выйдя на большую дорогу, повернувшись лицом к новой геополитической конъюнктуре, хотя и под своим собственным национальным брендом.
Но еще предстоит выяснить, как на самом деле повлияет изменение внешнеполитических приоритетов Анкары и как это повлияет на Ближний Восток.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...