Аннотация: В статье говорится о современной уголовной политике российского государства.
Abstract: The article talks about the modern criminal policy of the Russian state.
Ключевые слова: современная уголовная политика.
Keywords: modern criminal policy.
Первоначально, следует понять потребность в модернизации, что толкает нас на создание новых процессов. Наблюдается взаимосвязь внутригосударственного и международного права, сам И.И. Лукашук, ученый – правовед, утверждал: «На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право, как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы сохраняют в международном праве свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права».
Основной задачей развития гуманизации должна быть защита прав человека мирового масштаба. Так как международные нормы влияют на внутреннюю политику страны, в том числе и на ее правовой аспект.
Уголовно-правовая политика страны в первую очередь направлена на внутреннее спокойствие страны, на уменьшение преступности, на стабилизацию общественной жизни, которая очень важна для человека, общества, государства. Рассматриваемая политика нацелена на выявление круга преступных деяний, их признаков и методов предотвращения.
Снижение воздействия преступлений положительно скажется на построении стабильного социального развития .
В Конституции Российской Федерации установлено, что права и свобода гражданина являются наивысшей ценностью государства.
Из чего и вытекает создание принципа гуманизма, который ориентирован на отношения между человеком и государством, что доказывает нам цивилизованность общества, его нравственную воспитанность. Гуманизм подразумевает, что индивид очень ценный элемент сложной системы отношений, он достаточно развит, чтобы сохранять свою неприкосновенность и полноту прав. Уровень нравственности в обществе указывает, насколько принцип гуманизации пронизан в нем, что является основным показателем отношения человека в обществе, их полноценность как в материальном, так и в моральном плане.
Гуманизация законодательства – это процесс активного внедрения моральных ценностей и социальных гарантий в целях реализации интересов человека, его прав и свобод . Так же следует заметить, что гуманизация проявляется в усилении защиты человека от криминального мира и установление неких преград слияния двух институтов – криминального мира и законопослушного гражданина. На самом деле не наступление наказания за преступление ограничивает человека в его совершении, а моральные принципы и воспитание.
Первоначально, следует проверить все ли условия применения гуманизации выполнены, например, запрет смертной казни, телесных наказаний, которые являются отголосками прошлого века, введение санкций за преступления, что соразмерны опасности деяния, расширение условий для освобождения от уголовной ответственности, предоставление отсрочки от отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет .
Уголовное законодательство с условием внедрения гуманизации должно оставаться строгим и жестким. Уголовный Кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 43 закрепляет цели применения наказания, а именно: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. В первую очередь наказание должно быть не жестким и строгим, а неизбежным. Само наказание и его исполнение должно быть соизмеримым с нанесенным вредом, полностью исчерпывать всю вину. Во избежание перевеса в сторону наказания, следует гуманизировать эту сферу. Конституционные гарантии должны быть на первом месте и все законные права и интересы сохранены, как законопослушных граждан, так и совершивших преступления .
Первым шагом внедрения гуманизации в уголовное право будет являться деятельность в сфере наказаний. Сложная система наказаний по уголовному праву предлагает альтернативные виды уголовной ответственности за одни и те же преступления без учета конкретных факторов и обстоятельств его совершения. Поэтому следует развивать виды наказаний, не связанных с лишением свободы.
На наш взгляд, судам следует назначать лишение свободы, как крайнюю меру наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как известно, наказание выполняет одну из функций – воспитательную, что возможно и без лишения свободы. Тем более достаточно большие затраты идут на содержание осужденных в местах лишения свободы, что невыгодно как государству, так и его законопослушным гражданам. Альтернативой лишению свободы можно применять такой вид наказания, как принудительные работы, что достаточно редко используется судьями по итогу вынесения решения .
Для сравнения мы сопоставили использование судами в виде назначения наказания лишение свободы на определенный срок и применение принудительных работ. На 2016 г. осужденных с лишением свободы на определенный срок было 201 490 человек, на 2017 г. 208 226 человек, на 2018 г. 197 189 человек, а осужденных с применением принудительных работ в 2016 г. 5 человек, в 2017 г. 588 человек, в 2018 г. 1038 человек. Данная статистика отражена в официальном сайте Судебной статистики Российской Федерации.
Под уголовным проступком понимается правонарушение, которое несет минимальную общественную опасность, относится к категории преступлений небольшой тяжести. Этот законопроект предлагает смягчение ответственности, сокращение срока давности обвинительного судебного приговора, а также, что важно, новое основание для освобождения от уголовной ответственности, которое заключено в совершении данного уголовного проступка впервые оступившимся лицу. Освобождение будет неполным, оно подразумевает что наказание будет отбываться не в местах лишения свободы, а иными, менее суровыми, мерами уголовной ответственности. Данный законопроект явно нацелен на гуманизацию уголовного законодательства.
В ходе изменения законодательства явно прослеживается снижение верхних пределов санкций по немногочисленным преступлениям, так же обращается внимание на сам факт совершения преступления впервые.
Так же наблюдается назначение наказания экономического характера, штраф за экономические преступления, что демонстрирует гуманизацию и существуют еще некоторые действия, которые способствуют этому. Позиция общества к ранее осужденному должна быть изменена, так как отношение общества к нему может в дальнейшем спровоцировать совершение повторного преступления из-за которого было наказание, так как отсутствует специальная адаптация заключенных после освобождения. После исполнения наказания человек должен попытаться начать жизнь заново, но этому мешают общественные стандарты, его стремление реабилитироваться в социуме игнорируется и в дальнейшем исчезает, что может вызвать у осужденного желание вернуться в места лишения свободы.
Еще одним шагом, сделанным со стороны уголовного законодателя, было создание нормы по освобождению от уголовной ответственности и замене ее на судебный штраф.
Обращается так же внимание на лиц, совершивших преступление, но не имеющих в дальнейшем общественной опасности для общества и государства. Мы считаем, что совершенствование системы наказания, а именно ее конкретизация и гуманизация будет способствовать сокращению преступности.
Это обуславливается возможной снисходительностью к лицу, совершившему преступление, и возможной реабилитации его в социуме. Данные размышления не затрагивают опасных и особо опасных преступников. Наш аспект направлен на преступления небольшой тяжести, которые представляют наименьшую общественную опасность и, с учетом характера этой опасности, не влекут наказания в виде лишения свободы, например, преступления в сфере экономической деятельности.
Особое внимание мы хотим уделить назначению наказания по отношению к несовершеннолетним. Малая правовая образованность несовершеннолетних может провоцировать создание доброкачественной атмосфере развития преступности, ведь они не в полной мере осознают тяжесть и последствия преступлений. В связи с чем законодатель разрабатывает программы правовой грамотности для развития молодого поколения. Человек, который просвещен в правовом аспекте, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и быть привлеченным к уголовной ответственности, он может защищать себя.
Применение наказания к несовершеннолетнему должно быть так же подобрано индивидуально, при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц, что отражено в ч. 1 ст. 89 настоящего Кодекса. Это способствует подобрать более подходящий вид наказания, который не навредит несовершеннолетнему и даст правильную соразмерность наказанию.
В рамках гуманизации так же можно продвигать развитие института суда присяжных, благодаря им были определены казуальные моменты в правосудии. Но в последнее время количество рассматриваемых составов преступлений судом присяжных сократилось. В связи с чем законодателем разрабатывается новое, расширенное применение мер суда присяжных, увеличивается перечень преступлений, рассматриваемых коллегией присяжных заседателей. Тем не менее на практике реальность расходится с ожиданиями, ведь в расширенный список вошли менее встречающиеся преступления. На наш взгляд необходимо включить преступления в сфере экономической деятельности, такие как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, манипулирование рынком и т. д. Это обуславливается наибольшей распространенностью из всех представляемых преступлений.
Проблемы, встречаемые при гуманизации уголовного законодательства РФ, необходимо решать с учетом изменений современного общества, и эта работа ведется, так как соответствующий проект был внесен Верховным судом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Активные процессы пересмотра уголовного права дает свои плоды, ведь меры по более проблемным вопросам уже приняты. Гуманизация утверждена уже в Дорожной карте Уголовного права на период 2017-2025 гг., так же там изменяется система наказаний . Активное видоизменение уголовного законодательства ожидаемо, ведь в последнее десятилетие смена курсов как в политике, так и в экономике направляет законодателя урегулировать правовыми нормами возникшие новые правоотношения, еще более сложные. Это отражается и в целях, которые преследует законодательство, какие общественные отношения следует взять под больший и сосредоченный контроль .
Наиболее логичны изменения в упорядоченности уголовной ответственности, применение норм правоохранительными органами, рассмотрение судом видов наказаний. Это дает полное понимание соответствия новелл по отношению к уголовно-правовым принципам, например, законности и неотвратимости наказания. Разница в соответствии должна быть зафиксирована уважаемыми экспертами, которые в ходе дискуссий придут к наиболее законному и практичному выводу по той или иной теме, ведь от этого зависит противостояние преступности, ее росту.