"Сашка сидел на заборе и всеми мускулами лица жевал жвачку. На его голове возвышалась новенькая синенькая бейсболка.
- Смотри, фигули, - обратился он к Витальке. - Написано - УСА. Американская. Всякое г***о не носим. Хошь вкладыш от американской жвачки покажу?"
("Из неопубликованного" Том 8 стр. 5).
Все мы с вами люди взрослые. Или почти все. А взрослому человеку не свойственно хвастать и жить по принципу "надо как у всех". Взрослый человек живет, скорее, "по мере возможности". Но бывают и исключения.
В детстве все мы были разные, но нам хотелось, как минимум, не отличаться от общей массы. Один вставил цветочек в нагрудной карман - другой вставил. Один переделал брюки в клеш - другой переделал. Один отрастил волосы до плеч - другой отрастил. Один выпросил у мамки модную бейсболку - другой выпросил.
Масштабы только разные были. Одно дело - просто повторил, а другое дело - когда для этого были нужны средства.
А средств, как правило, не хватало. Никогда не было такого, чтобы все были равны по возможностям. У кого-то с самого детства было больше шансов и перспектив.
Но что делать, если хочется, но нет возможности?
Придумывать. Создавать. Выкручиваться.
Кому-то бабушка связала бейсболку, кто-то купил китайскую копию наручных часов, кто-то в кредит провел свадьбу в стиле "как у той блогерши".
А было ли такое время, когда человек не стремился быть таким же, как и все?
Мне кажется, не было такого времени.
Всё началось еще тогда, когда первая человекоподобная обезьяна взяла в руки не просто камень, а острый камень. К удивлению своих сородичей она смогла выполнить план в три раза быстрее. И начали за ней повторять - искать тот самый волшебный камень, с помощью которого пятилетка выполнялась за три года.
А дальше еще больше.
Кто-то из прямоходящих взял и придела к палке камень при помощи полосочек из кожи. Как оказалось, в бою он заменял трех соплеменников. Больше всех победил - больше всех ему досталось добычи. Местные женщины сразу его зауважали. Местным мужчинам тоже захотелось такую же палку с камнем. Только вот не до всех доходило, как связать между собой палку и камень.
- Палка вот, камень вот! Чего тебе еще надо? - говорил он своей женщине, когда та снова начинала: "А вот у Петровича ...".
Время шло, а человек продолжал развиваться. Росли запросы, росли критерии статусов, развивалась мысль.
- Мне нужны большие рога на шлем как у нашего вождя!
- Да где же ты такие возьмешь? Это надо ипотеку брать. Мы вчера барана съели, возьми его рога.
Потом и технический прогресс подключился.
- Видела? Соседи наши чего придумали - на колесницу четыре колеса приделали. Сами в кредитах сидят. А может поменяем нашу лошадь на другую? Наша уже старая. Так вот поедем к теще и не доедем. А потом и колесницу купим, хотя бы двухколесную. Чего мы, хуже что ли?
Дальше еще больше. Чтобы было проще - придумали себе сословия, статусы и звания.
Так постепенно это дошло и до наших дней.
***
Есть в моей небольшой коллекции "псевдогеральдики" вот такой красивые перстень.
Изготовлен он давно в кустарных условиях лет этак двести назад. Но обратите внимание на рисунок - этакое подобие герба.
Что такое "псевдогеральдика"? Это художественное направление в оформлении предметов и различных украшений. Часто это слово используется к перстням из оловянистой бронзы.
Зачем нужен перстень?
Это в некотором смысле статус. Для красоты.
Так было и раньше. Любили люди цеплять на себя различные металлические побрякушки.
Самые богатые могли позволить себе украшения из золота. В частности они старались украсить перстни своим родовым фамильным гербом, так как подобные перстни передавались по наследству.
Те, кто был победнее, могли заказать перстни из серебра. Но у них уже не было фамильных гербов, так как знатностью рода не отличались.
Ну, а сами простые граждане могли себе позволить лишь что-то дешевое.
Но даже в этом случае им очень хотелось, чтобы всё выглядело "дорого - богато". Из-за этого и выдумывалась этакая "геральдика", где типичные атрибуты располагались просто так, ничего не знача.
Там могли быть и короны, и ветви лавра, и мечи, и прочие символы власти и доблести. Но были они чисто для красоты. Как у барина.
- Смотри чего у меня есть!
- Ого!
- Дай мне лепеху глины. Вот, смотри какой красивый отпечаток. А хошь на лоб тебе отпечаток сделаю, чтобы все видели, что ты моя?
- Да и так всем видно. Ты у меня теперь важный, как наш Михайла Лукич.
- Да. Между прочим.
***
А сегодня мы живем в другое время. Но люди остались те же. Со своими слабостями и желаниями быть "как все".
Другое дело, что не все подвержены этому "как все". Да и вообще, в определенном возрасте на это уже не обращаешь внимание.
- Детство играть перестало, - говорят в этом случае.
- Нет. Не царевна. Королевишна! - говорят те, у кого есть большое желание походить на дочку Вандербильда.