Рабочая группа Минтранса России сформулировала поправки в ПДД для средств индивидуальной мобильности. Постановление от 6 октября 2022 года №1769 поясняет правила езды на электросамокатах, гироскутерах и другом транспорте, относящемся к категории СИМ.
Какие средства передвижения получили статус СИМ
К средствам индивидуальной мобильности (СИМ) отнесли транспорт с электродвигателем, на котором может передвигаться только один человек. Количество колес (роликов) таких ТС новые ПДД определяют как одно или несколько.
В поправках указаны и несколько примеров СИМ: электрические самокаты, электроскейтборды, моноколеса, сигвеи, гироскутеры. Кроме того, перечень дополнен фразой «и иные аналогичные средства», которая расширяет вероятные виды СИМ.
До нового постановления водители моноколес, электросамокатов и других ТС не имели никакого статуса и считались пешеходами. Из-за этого возникали опасные ситуации на дорогах, а пешеходам приходилось остерегаться ездоков на тротуарах. Новый статус и правила ПДД для СИМ должны сократить количество ДТП с участием такого транспорта и урегулировать его движение.
Каким условиям должны соответствовать ТС
Главных условий всего три. Основные признаки, по которым определяют средства индивидуальной мобильности:
- оснащение двигателем;
- не являются велосипедами или мопедами;
- предназначены для индивидуального перемещения человека.
Важная поправка в ПДД связана с условием о мощности мотора ТС. Она больше не играет роли при определении транспортного средства как СИМ. Таким образом закрыт важный пробел в правилах: ранее транспортом считались только те средства передвижения, двигатель которых был мощнее 250 Вт.
Какие правила были изменены или дополнены
Основной блок дополнений в правила дорожного движения касается средств индивидуальной мобильности. Водителям СИМ можно ездить как по пешеходным и велодорожкам, так и по проезжей части, но при соблюдении ряда условий.
Взаимодействие с пешеходами
Для СИМ, которым разрешено ездить по тротуарам и пешеходным зонам, установлено ограничение скорости — не более 25 км/ч. При этом есть ряд дополнительных требований:
- Средство индивидуальной мобильности не должно весить более 35 кг.
- Если ездок мешает пешеходам, он должен снизить скорость.
- В жилой части и в пеших зонах приоритет при движении — у пешеходов, но необоснованно создавать помехи транспорту им запрещено.
- На велодорожках, наоборот, пешеходы уступают проезд водителям СИМ.
- Перемещаться по тротуарам на ТС можно только ездокам младше 14 лет. Лица более старшего возраста допускаются на эти территории только в качестве сопровождающих для детей на СИМ младше 7 лет или если в зоне нет велодорожки.
- Детям до 7 лет нельзя ехать на средствах индивидуальной мобильности без сопровождения взрослых.
На тяжелых СИМ весом более 35 кг можно проехать по тротуару только если нет альтернативы в виде обочины или велодорожки, а владелец транспорта не старше 14 лет.
Требования к перемещениям по дороге
На проезжую часть можно выехать СИМ любого веса, но с водителем старше 14 лет. При этом ездок в любом случае сохраняет лимит скорости до 25 км/ч, а под требования к оснащению транспорта из всех видов подойдет только электросамокат. Получать для этого права по-прежнему не требуется.
- При выезде из жилой территории на проезжую часть водители СИМ уступают дорогу другим участникам движения.
- Реагировать водители индивидуального транспорта должны на тот сигнал светофора, под действие которого они попадают. Если они находятся на полосе велосипедистов, то подчиняются знакам для велосипедистов, а если по пешеходному участку, то для пешеходов.
- На пешеходном переходе, симеры спешиваются и идут пешком, как и велосипедисты.
- На дороге нужно реагировать на сигналы регулировщиков или светофоров, рассчитанные на пешеходов.
- Выезжать на проезжую часть можно только в том случае, если нельзя проехать по тротуару, велодорожке или обочине.
- При указанных выше условиях ехать по проезжей части можно только на том отрезке, где скорость транспорта ограничена 60 км/ч, и только по правому краю.
- Обгонять машины слева запрещено, как и ехать не в один ряд.
- Поворачивать налево на дорогах, где две и более полосы или ездит трамвай, тоже нельзя.
- Нельзя буксировать другое ТС, перевозить большие грузы, которые мешают обзору, а также пассажиров.
- Электросамокат на дороге должен быть оснащен тормозом, белыми, оранжевыми и красными светоотражателями спереди с боков и сзади соответственно, а также передним фонарем и звуковым сигналом.
- Ближние огни или ДХО должны быть включены на СИМ днем, а при недостаточной видимости их заменяют фонари или фары.
Обязательное условие для владельцев индивидуального транспорта с рулем — держаться за него хотя бы одной рукой. Это правило распространяется на езду по пешеходной и проезжей части.
Новые дорожные знаки
Для водителей средств индивидуальной мобильности сделали дополнительные знаки:
- 3.35 — «Движение на СИМ запрещено»;
- 5.39 — «Велосипедная зона»;
- 5.40 — «Конец велосипедной зоны».
Табличка 8.4.7.2 на знаке «Пешеходная зона» разрешает перемещение на средствах индивидуальной мобильности по отмеченной территории. В свою очередь табличка 8.4.16 запрещает движение.
Знак № 3.35
Знаки № 5.39 и 5.40
Все остальные знаки, которые разрешают или запрещают двигаться пешеходам или велосипедистам, теперь относятся и к владельцам СИМ.
Кроме того, в ПДД появятся еще несколько дорожных знаков и табличек, не имеющих отношения к СИМ:
- 1.14.3 — «Диагональный пешеходный переход»;
- 8.26 — «Зарядка электромобилей»;
- 3.34 — «Движение автобусов запрещено». Этот знак не распространяется на школьные автобусы и общественный транспорт.
К знакам платной парковки и стоянки для инвалидов добавят графические изображения, чтобы водителям было проще ориентироваться.
Что еще добавили в ПДД
Несмотря на то, что блок про СИМ — самый большой в поправках, Постановление включает в себя и ряд уточнений и изменений правил в других сферах. Они касаются общей разметки, норм отдыха, общественного транспорта и перевозки грузов.
Самые важные изменения:
- Цвет разметки парковки теперь будет указывать на ее стоимость: синий — для платной.
- На разделительной полосе запрещено движение или остановка ТС.
- Кроме островков безопасности, на дорогах появятся направляющие островки, которые помогут контролировать границы и направление транспортных потоках. На обоих видах островков движение, стоянка и временная остановка запрещены.
- Пешеходы теперь обязаны убедиться в безопасности на переходах, даже если они регулируемые.
- На трамваях и другом маршрутном транспорте появятся световые таблички «Внимание, пассажир!». Пока они включены, остальные участники дорожного движения должны остановиться и пропустить выходящих из маршрутки пешеходов.
- Знак 3.1 «Въезд запрещен» дополнят табличками с уточнением видов транспорта и временем действия знака.
- Если переезд через железнодорожные пути закрыт, а стоп-линии нет, водитель должен остановиться на расстоянии 5 м от шлагбаума (светофора) или 10 м, если регулировщиков не предусмотрено.
- При въезде на круговой перекресток водитель обязан уступить дорогу движущимся по нему ТС, если он въехал не с главной дороги. Перекрестки с круговым движением обозначены знаком 4.3.
Когда правила вступают в действие
Несмотря на то, что Постановление №1769 опубликовано 6 октября 2022 года, в силу оно вступит только в новом сезоне, с 1 марта 2023 года. К этому времени должна быть оформлена нормативная база и внесены все изменения в реестры Росстандарта.
Новые правила — не бессрочные, они будут действовать 6 лет (до 1.03.2029 г.). Далее рабочая группа должна будет снова пересмотреть ПДД и внести при необходимости новые изменения.
Удастся ли сократить количество ДТП с новыми поправками
Изменения в ПДД действительно были долгожданными и актуальными. Минтрансу РФ удалось разрешить достаточно неудобный для гаишников вопрос с идентификацией типа транспортных средств. Без привязки к мощности двигателя любое индивидуальное средство передвижения автоматически становится СИМ и подчиняется правилам вождения.
Хорошая новость — добавление ПДД для «самокатчиков» на тротуарах и дорогах. Но пока остается неясным, что грозит нарушителям. В новых поправках нет информации о штрафах или других видах наказания, хотя запретов и ограничений прописано достаточно много. Кроме отсутствия поправок в Кодексе о правонарушениях, нет ясности и в способе идентификации нарушителей по камерам, так как для СИМ по-прежнему не введены госномера. Возможно, эти пробелы в регулировке ТС решат как раз к новому сезону, когда поправки вступят в силу.
Распространяются ли правила на обычные самокаты (без двигательного механизма)?
Нет, к средствам индивидуальной мобильности, на которые распространяются ПДД, относится только транспорт, оснащенный двигателем. Обычные самокатчики (без электромотора) и люди на роликовых коньках по-прежнему имеют статус пешеходов.
Обязателен ли шлем при езде на самокате?
Защитная экипировка водителя СИМ в новых поправках к ПДД не оговаривается. Но, несмотря на ограничение скорости в 25 км/ч, при выезде на проезжую часть лучше обезопасить себя и надеть шлем.
Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал