Найти тему
Правовой.Центр

Поправки в ПДД: правила для СИМ и другие изменения

Рабочая группа Минтранса России сформулировала поправки в ПДД для средств индивидуальной мобильности. Постановление от 6 октября 2022 года №1769 поясняет правила езды на электросамокатах, гироскутерах и другом транспорте, относящемся к категории СИМ.

Какие средства передвижения получили статус СИМ

К средствам индивидуальной мобильности (СИМ) отнесли транспорт с электродвигателем, на котором может передвигаться только один человек. Количество колес (роликов) таких ТС новые ПДД определяют как одно или несколько.

В поправках указаны и несколько примеров СИМ: электрические самокаты, электроскейтборды, моноколеса, сигвеи, гироскутеры. Кроме того, перечень дополнен фразой «и иные аналогичные средства», которая расширяет вероятные виды СИМ.

До нового постановления водители моноколес, электросамокатов и других ТС не имели никакого статуса и считались пешеходами. Из-за этого возникали опасные ситуации на дорогах, а пешеходам приходилось остерегаться ездоков на тротуарах. Новый статус и правила ПДД для СИМ должны сократить количество ДТП с участием такого транспорта и урегулировать его движение.

Каким условиям должны соответствовать ТС

Главных условий всего три. Основные признаки, по которым определяют средства индивидуальной мобильности:

  • оснащение двигателем;
  • не являются велосипедами или мопедами;
  • предназначены для индивидуального перемещения человека.

Важная поправка в ПДД связана с условием о мощности мотора ТС. Она больше не играет роли при определении транспортного средства как СИМ. Таким образом закрыт важный пробел в правилах: ранее транспортом считались только те средства передвижения, двигатель которых был мощнее 250 Вт.

Какие правила были изменены или дополнены

Основной блок дополнений в правила дорожного движения касается средств индивидуальной мобильности. Водителям СИМ можно ездить как по пешеходным и велодорожкам, так и по проезжей части, но при соблюдении ряда условий.

Взаимодействие с пешеходами

Для СИМ, которым разрешено ездить по тротуарам и пешеходным зонам, установлено ограничение скорости — не более 25 км/ч. При этом есть ряд дополнительных требований:

  1. Средство индивидуальной мобильности не должно весить более 35 кг.
  2. Если ездок мешает пешеходам, он должен снизить скорость.
  3. В жилой части и в пеших зонах приоритет при движении — у пешеходов, но необоснованно создавать помехи транспорту им запрещено.
  4. На велодорожках, наоборот, пешеходы уступают проезд водителям СИМ.
  5. Перемещаться по тротуарам на ТС можно только ездокам младше 14 лет. Лица более старшего возраста допускаются на эти территории только в качестве сопровождающих для детей на СИМ младше 7 лет или если в зоне нет велодорожки.
  6. Детям до 7 лет нельзя ехать на средствах индивидуальной мобильности без сопровождения взрослых.

На тяжелых СИМ весом более 35 кг можно проехать по тротуару только если нет альтернативы в виде обочины или велодорожки, а владелец транспорта не старше 14 лет.

Требования к перемещениям по дороге

На проезжую часть можно выехать СИМ любого веса, но с водителем старше 14 лет. При этом ездок в любом случае сохраняет лимит скорости до 25 км/ч, а под требования к оснащению транспорта из всех видов подойдет только электросамокат. Получать для этого права по-прежнему не требуется.

  • При выезде из жилой территории на проезжую часть водители СИМ уступают дорогу другим участникам движения.
  • Реагировать водители индивидуального транспорта должны на тот сигнал светофора, под действие которого они попадают. Если они находятся на полосе велосипедистов, то подчиняются знакам для велосипедистов, а если по пешеходному участку, то для пешеходов.
  • На пешеходном переходе, симеры спешиваются и идут пешком, как и велосипедисты.
  • На дороге нужно реагировать на сигналы регулировщиков или светофоров, рассчитанные на пешеходов.
  • Выезжать на проезжую часть можно только в том случае, если нельзя проехать по тротуару, велодорожке или обочине.
  • При указанных выше условиях ехать по проезжей части можно только на том отрезке, где скорость транспорта ограничена 60 км/ч, и только по правому краю.
  • Обгонять машины слева запрещено, как и ехать не в один ряд.
  • Поворачивать налево на дорогах, где две и более полосы или ездит трамвай, тоже нельзя.
  • Нельзя буксировать другое ТС, перевозить большие грузы, которые мешают обзору, а также пассажиров.
  • Электросамокат на дороге должен быть оснащен тормозом, белыми, оранжевыми и красными светоотражателями спереди с боков и сзади соответственно, а также передним фонарем и звуковым сигналом.
  • Ближние огни или ДХО должны быть включены на СИМ днем, а при недостаточной видимости их заменяют фонари или фары.
Обязательное условие для владельцев индивидуального транспорта с рулем — держаться за него хотя бы одной рукой. Это правило распространяется на езду по пешеходной и проезжей части.

Новые дорожные знаки

Для водителей средств индивидуальной мобильности сделали дополнительные знаки:

  1. 3.35 — «Движение на СИМ запрещено»;
  2. 5.39 — «Велосипедная зона»;
  3. 5.40 — «Конец велосипедной зоны».

Табличка 8.4.7.2 на знаке «Пешеходная зона» разрешает перемещение на средствах индивидуальной мобильности по отмеченной территории. В свою очередь табличка 8.4.16 запрещает движение.

-2

Знак № 3.35

-3

Знаки № 5.39 и 5.40

Все остальные знаки, которые разрешают или запрещают двигаться пешеходам или велосипедистам, теперь относятся и к владельцам СИМ.
Кроме того,
в ПДД появятся еще несколько дорожных знаков и табличек, не имеющих отношения к СИМ:

  • 1.14.3 — «Диагональный пешеходный переход»;
  • 8.26 — «Зарядка электромобилей»;
  • 3.34 — «Движение автобусов запрещено». Этот знак не распространяется на школьные автобусы и общественный транспорт.
К знакам платной парковки и стоянки для инвалидов добавят графические изображения, чтобы водителям было проще ориентироваться.

Что еще добавили в ПДД

Несмотря на то, что блок про СИМ — самый большой в поправках, Постановление включает в себя и ряд уточнений и изменений правил в других сферах. Они касаются общей разметки, норм отдыха, общественного транспорта и перевозки грузов.
Самые важные изменения:

  1. Цвет разметки парковки теперь будет указывать на ее стоимость: синий — для платной.
  2. На разделительной полосе запрещено движение или остановка ТС.
  3. Кроме островков безопасности, на дорогах появятся направляющие островки, которые помогут контролировать границы и направление транспортных потоках. На обоих видах островков движение, стоянка и временная остановка запрещены.
  4. Пешеходы теперь обязаны убедиться в безопасности на переходах, даже если они регулируемые.
  5. На трамваях и другом маршрутном транспорте появятся световые таблички «Внимание, пассажир!». Пока они включены, остальные участники дорожного движения должны остановиться и пропустить выходящих из маршрутки пешеходов.
  6. Знак 3.1 «Въезд запрещен» дополнят табличками с уточнением видов транспорта и временем действия знака.
  7. Если переезд через железнодорожные пути закрыт, а стоп-линии нет, водитель должен остановиться на расстоянии 5 м от шлагбаума (светофора) или 10 м, если регулировщиков не предусмотрено.
  8. При въезде на круговой перекресток водитель обязан уступить дорогу движущимся по нему ТС, если он въехал не с главной дороги. Перекрестки с круговым движением обозначены знаком 4.3.

Когда правила вступают в действие

Несмотря на то, что Постановление №1769 опубликовано 6 октября 2022 года, в силу оно вступит только в новом сезоне, с 1 марта 2023 года. К этому времени должна быть оформлена нормативная база и внесены все изменения в реестры Росстандарта.

Новые правила — не бессрочные, они будут действовать 6 лет (до 1.03.2029 г.). Далее рабочая группа должна будет снова пересмотреть ПДД и внести при необходимости новые изменения.

Удастся ли сократить количество ДТП с новыми поправками

Изменения в ПДД действительно были долгожданными и актуальными. Минтрансу РФ удалось разрешить достаточно неудобный для гаишников вопрос с идентификацией типа транспортных средств. Без привязки к мощности двигателя любое индивидуальное средство передвижения автоматически становится СИМ и подчиняется правилам вождения.

Хорошая новость — добавление ПДД для «самокатчиков» на тротуарах и дорогах. Но пока остается неясным, что грозит нарушителям. В новых поправках нет информации о штрафах или других видах наказания, хотя запретов и ограничений прописано достаточно много. Кроме отсутствия поправок в Кодексе о правонарушениях, нет ясности и в способе идентификации нарушителей по камерам, так как для СИМ по-прежнему не введены госномера. Возможно, эти пробелы в регулировке ТС решат как раз к новому сезону, когда поправки вступят в силу.

Распространяются ли правила на обычные самокаты (без двигательного механизма)?

Нет, к средствам индивидуальной мобильности, на которые распространяются ПДД, относится только транспорт, оснащенный двигателем. Обычные самокатчики (без электромотора) и люди на роликовых коньках по-прежнему имеют статус пешеходов.

Обязателен ли шлем при езде на самокате?

Защитная экипировка водителя СИМ в новых поправках к ПДД не оговаривается. Но, несмотря на ограничение скорости в 25 км/ч, при выезде на проезжую часть лучше обезопасить себя и надеть шлем.

Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал