Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Универсальный каркас итогового сочинения для нечитающего ученика

Как и обещала себе и своим читателям, посмотрела в записи бесплатный вебинар Елены Петровны Дудиной по подготовке к итоговому сочинению.

Вебинар был содержательным - рекомендую всем, кто готовит (или готовится) по подразделу "Искусство и человек".

Кроме рекомендации "незаезженных" литературных произведений для этого подраздела, Елена Петровна рассказала, как можно выстроить работу на свободную тему, и поделилась готовым каркасом итогового сочинения для ученика, который прочёл хотя бы одну книгу.

Владислав Крапивин. "Лётчик для особых поручений". Фото из личного архива автора.
Владислав Крапивин. "Лётчик для особых поручений". Фото из личного архива автора.

Не секрет, что и на свободную тему, которая, надеюсь, будет дана одиннадцатиклассникам в этом году, наши ученики порой не умеют рассуждать. Чтобы направить мысли выпускника в нужное русло, Елена Петровна предложила понятную и логичную схему сочинения на одну из тем, связанных с прочитанной книгой.

Абзац 1: вступление

Указать две особенности книги, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Например, образ главного героя и сюжет.

Абзац 2: первый аргумент

Проанализировать образ главного героя: отметить его отличительные качества, указать, в каких ситуациях проявляется каждое из перечисленных качеств, сделать микровывод с общей оценкой личности персонажа.

Абзац 3: второй аргумент

Проанализировать сюжет: отметить занимательность сюжета, указать конкретные эпизоды, в которых происходят внезапные, непредвиденные события, кульминационные или переломные моменты повествования, сделать микровывод об умении автора вести диалог с читателем, поддерживать его интерес на протяжении всего повествования.

Абзац 4: заключение

Рассказать о своих литературных предпочтениях и выразить уверенность, что литературный багаж пишущего будет пополняться увлекательными и полезными книгами.

Написав сочинение по предложенному плану, вы получите незамысловатую, но стройную и понятную работу. Так ведь замысловатости на итоговом сочинении никто и не требует. Для некоторых учеников действительно "чем проще, тем лучше". Кроме того, работая над этим сочинением и осмысляя прочитанное, вы готовите основу для сочинений на другие темы.

Рекомендую посмотреть вебинар хотя бы для того, чтобы услышать, как Елена Петровна читает рассказ Дины Рубиной "Концерт по путёвке «Общества книголюбов»". Это отдельный вид искусства. Кстати, это короткое, с одной стороны, лёгкое и самоироничное, с другой стороны, серьёзное и пронзительное произведение поможет проиллюстрировать многие тезисы, связанные с искусством и его воздействием на человека:

  • Искусство объединяет людей, принадлежащих к разным слоям общества
  • Перед силой искусства все равны
  • Искусство возвышает, облагораживает человека
  • Искусство позволяет чувствовать себя человеком в любых обстоятельствах
  • и так далее.

Пожалуй, возьму этот рассказ на вооружение. А то я застряла на "Гимне жизни" и "Последнем листке".

В заключение позволю себе оставить ссылки на образцы моих сочинений для недавно пришедших на канал читателей:

Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой"
Люблю читать, люблю писать21 октября 2020
Разговор с собой: пример итогового сочинения
Люблю читать, люблю писать10 апреля 2021

Всем добра.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора