Найти тему

Алла Пугачева покинула Россию. Что мы помним о легенде советской эстрады?

Виниловый диск "Поднимись над суетой"\© boxru.ru
Виниловый диск "Поднимись над суетой"\© boxru.ru

Детство моё прошло под музыку Аллы Пугачевой. Песни ее звучали по радио и ТВ, но больше всего мне запомнились грампластинки. На одной из них, под названием «Поднимись над суетой», Пугачева была изображена еще молодой, будто бы только что вышедшей с занятий аэробикой. Скажу сразу, что образ Аллы Борисовны у меня всегда ассоциировался с грубостью, властностью, эгоизмом, с эдакой строгой и грозной школьной учительницей. А тут, на этой пластинке, в образе Пугачевой просматривалась даже некоторая претензия на женственность. Еще у диска была одна особенность: музыка песен этого винила была целиком и полностью написана самой Аллой Пугачевой. Еще в детстве у меня выработался стереотип, что сочинением музыки обычно занимаются мужчины, а тут такой вот сюрприз, разрыв шаблона. Наиболее запомнились такие песни, как легкая и напевная «Звездное лето» и тягучая, с несложной мелодией, но своеобразная песня «Ленинград» на стихи Осипа Мандельштама.

Но наиболее выдающимся пластом творчества Пугачевой, на мой взгляд, были песни, написанные на музыку Раймонда Паулса. Чего стоит только одна волшебная песня «Миллион алых роз» с ее нежной, запоминающейся мелодией и феерической постановкой выступления (помните эти поднимающиеся вверх качели)? На одной из пластинок эта песня шла первой и, поставив иглу на диск, я с замиранием сердца вслушивался в чарующие звуки вступления электропианино, с нетерпением ожидая развития музыкальной темы. Запомнились и такие песни 80-х, как философско-житейская «Без меня» и шутливая «Делу время». К слову, последней песни, которую Пугачева исполняла очень эмоционально, я, будучи трехлетним ребенком, очень боялся. Боялся сильно, до слез, до животного страха — помню, как родители включали ее. Казалось, что сейчас придет злая тётя и накажет.

Практически все девяностые годы прошли под весьма значимым присутствием Пугачевой на российской эстраде. Певица экспериментировала с жанрами, иногда переходя на откровенный шансон («за таблетку, за монеточку "сняли" нашу малолеточку») или обращалась к комическому жанру (песни «Мал по-малу», «Голова», «Мадам Брошкина»). Но наиболее яркой, на мой взгляд, песней Пугачевой, исполненной в 90-е, была песня "Позови меня с собой", написанная трагически погибшей певицей Татьяной Снежиной. В этой песне прекрасно все: как музыка, так и стихи. Но, на мой взгляд, эта песня не для репертуара Пугачевой. Алла Пугачева, имея властный, волевой характер, убедительнее исполняла те песни, где требовалась та самая харизма, те самые низкие гортанные звуки, которые были свойственны ее манере исполнения. Помните, как Алла Пугачева грозно гаркнула на Жириновского в 2012 году ("Не хами мне!")? А «Позови меня с собой» требовала нежного, лирического прочтения, что Алле Пугачевой дается с трудом. К тому же, к середине 90-х голос Пугачевой мог быть охарактеризован как прокуренный. Мне было немного жаль, что такая хорошая песня досталась Пугачевой. Не потому, что Алла Пугачева плохая исполнительница, просто песня эта не её. Ну, да ладно.

Как известно, в 90-е российский обыватель узнавал о новых песнях эстрады по большему счету из телевизора. И вот любопытный факт: российская эстрада тех времен была представлена одними и теми же фигурами: самой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной. Мне, подростку, как глоток свежего воздуха хотелось получить что-то новое, услышать другие жанры, увидеть иных исполнителей, но по ТВ на «Голубом огоньке» и «Рождественских встречах» мелькали одни и те же фигуры, так или иначе связанные с Пугачевой. Ситуация поменялась только после выхода в 2002 году музыкального проекта «Фабрика звезд», подарившего нам группу «Корни», Ирину Дубцову, Полину Гагарину и других исполнителей. Теперь же, в век интернета, любой действительно талантливый музыкальный исполнитель имеет все шансы стать по-настоящему известным, и это здорово! Так, в 2010 году на всю страну стал известен гармонист Игорь Растеряев с его песней «Комбайнеры», и никакой продюсер ему не потребовался, все за него сделал интернет!

"Голубой огонёк"\© 9111s.ru
"Голубой огонёк"\© 9111s.ru

К концу 2000-х творческий импульс Аллы Пугачевой начал угасать, художественная ценность ее песен окончательно упала. Так, по радио активно раскручивали песню «Осторожно, листопад! Я влюбилась невпопад». Мама всегда была большой поклонницей творчества Аллы Пугачевой, ценя в нем артистизм и многогранность исполнения. Но когда я спросил ее, нравится ли ей новая песня Пугачевой, намекая на «Осторожно, листопад!», то мама ответила: “А какие у нее новые песни?”

Последняя песня Пугачевой, которая мне запомнилась - «Будь или не будь», исполненная вместе с Максимом Галкиным. Эту песню анонсировали как сногсшибательный дуэт примадонны и известного пародиста, но послушав её, я остался разочарован: Пугачева и Галкин по очереди проговаривали тексты незамысловатых куплетов, а в припеве какого-то красочного многоголосья я не услышал. Так, очередная шуточная песня с посредственным исполнением.

Позже Алла Пугачева несколько раз объявляла о приостановке своей концертной деятельности, окончательно покинув сцену в 2010 году.

Сейчас имя Аллы Пугачевой снова у всех на слуху в связи с ее громким отъездом в Израиль. Можно по-разному относиться к Алле Пугачевой и ее творчеству, но одно могу сказать точно: Пугачева — это явление, культурное явление. В 90-е даже крутили ТВ-рекламу сборника всех песен Аллы Борисовны на нескольких десятках компакт-дисков, все это преподносилось как огромное и важное культурное наследие. За время ее творческой карьеры выросло ни одно поколение, и даже я, ребенок 80-х, прекрасно помню ее песни. Да, я не застал выхода таких песен, как «Айсберг», «Арлекино», «Позвони мне, позвони», а ведь они — огромное культурное наследие советской эстрады. В подтверждение своих слов приведу цитату своего товарища: “Знаешь, какой у меня есть способ вернуться в детство? Правда, я стараюсь не злоупотреблять им, а то он может перестать работать. В детстве я гулял по городскому парку, катался на самокате, ел сладкую вату, был счастливым и беззаботным. И в это время в парке часто звучала песня «Арлекино». Изредка включая ее, воспоминания вновь волшебным образом уносят меня в беззаботное детство”.

#алла Пугачёва #музыкальный критик #музыка 90-х #пугачева уехала в израиль #российская эстрада #советская эстрада #90-е