Найти тему

Крушение немецкого самолёта в Бурятии

Оглавление

Полёты на вертолёте над Улан-Удэ и на байкальский остров Ольхон этой зимой 2022 г. заставили вспомнить один интересный случай. Не помню, рассказывала ли я про своего папу...

Так вот. После экскурсии на вертолёте мы с мужем зашли к отцу, он проживает в посёлке Аэропорт под Улан-Удэ. Там я выросла, ребёнок Аэрофлота. Оба родителя работали на Авиапредприятии. А перед уходом на пенсию отец работал на Улан-Удэнском Авиационном заводе.

Мне было вдвойне приятно дважды быть гидом вертолётной экскурсии, потому что это "моя деревня"! В посёлке я выросла, к маме бегала в аэропорт и в гостиницу на работу, в кассе аэровокзала делала уроки, ела мороженное в баре, получала зарплату за школьную отработку в кассе старого аэровокзала, за взлётную полосу ходила в поход... Через рассказы отца следила за работой авиазавода.

И вот, когда делилась впечатлениями от полёта над Улан-Удэ, Иволгинским дацаном, рекой Селенгой, нам вспомнился один случай из практики отца. Он, на минутку, лётчик -испытатель, лётчик первого класса. Хотя этим он никогда не хвалился, а значок первоклассного лётчика мы обнаружили в маминых архивах только пару лет назад... Скромняга.

Самолет Юнкерс 52 найден на склоне горы Хундук-Саган хребта Цаган-Хуртэй у села Хилок, 2003 г.  Фото из архива А.М. Казанцева
Самолет Юнкерс 52 найден на склоне горы Хундук-Саган хребта Цаган-Хуртэй у села Хилок, 2003 г. Фото из архива А.М. Казанцева

Отец , командир вертолётного экипажа, участвовал в поднятии вертолетом МИ-8 со склона горы Хундук-Саган хребта Цаган-Хуртэй у села Хилок трофейного немецкого самолёта Юнкерс 52 (Ю52). Самолёт потерпел крушение около 1950 г. И пролежал на склоне до 10 ноября 2003 г. Удивительно, что самолёт сохранился почти в идеальном состоянии. Спасибо нашему сухому забайкальскому климату и прочному металлу машины. Рассказываю подробно про этот случай, как давно обещала.

Хвостовая часть самолета Юнкерс у подножия горы. Фото из архива А.М. Казанцева
Хвостовая часть самолета Юнкерс у подножия горы. Фото из архива А.М. Казанцева

Сложность транспортировки самолета заключалась в повышенной парусности объекта. И недооценки веса элементов конструкции... Лётная терминология пошла. В результате при подъёме машины наблюдалось разрушение такелажа, т. е. обрывки тросов.

Попытка первая

Попытались поднять, а троса сорвались в местах сцепки и вертолёт дёрнуло вверх, чуть не потеряли управление. Был один случай под Читой с вертолётом Ми-26... При работе с подвеской нейлоновые троса тогда оборвались, их подбросило и обмотало вокруг втулки большого винта. Весь экипаж сгорел...

Закрепление стальных тросов для поднятия самолета Юнкерс 52 со склона горы.  Фото из архива А.М. Казанцева
Закрепление стальных тросов для поднятия самолета Юнкерс 52 со склона горы. Фото из архива А.М. Казанцева

Но, наши лётчики, люди не робкие! Сработал вызов "на слабо". Просто так уйти они тоже не могли. В конце концов, самолёт пришлось эвакуировать по частям, так оказалось безопаснее и надежнее. Итак, стояла задача совершить операцию по воздушной эвакуации самолёта частями до ближайшей лесовозной дороги с горы высотой 1280 м. Оттуда уже лесовозами части самолета довезли до ближайшей железнодорожной ветки.

У Юнкерса сохранилась оригинальная раскраска за исключением хвостового оперения, на которой поверх нацисткой свастики была нанесена красная звезда. Красная краска звезды со временем осыпалась, обнажив черную свастику. Папа и его коллеги разглядели в свастике следы от трехгранных штыков красноармейцев.

"Из-за лютой ненависти к фашизму яростно протыкали свастику штыками", - прокомментировал папа.
Черная свастика на хвостовом оперении Юнкерса.  Фото из архива А.М. Казанцева
Черная свастика на хвостовом оперении Юнкерса. Фото из архива А.М. Казанцева

Куратором безвозмездной операции стал главный инженер Улан-Удэнского авиационного завода Соломин Сергей Владимирович. Воздушная эвакуация выполнена экипажем лётчиков испытателей вертолёта МИ-8АМТ (МИ171) Улан-Удэнского авиационного завода.

Состав экипажа

В немецком самолёте, как правило, экипаж состоял из 2-х лётчиков, 1 штурмана, бортрадиста. Во время рейса на борту были ещё плюс два пассажира.

Организаторы эвакуации рассказали по собранным в данной местности у жителей слухам, что было после аварии. После крушения выжившие люди предприняли попытки самостоятельной эвакуации с места происшествия. При аварии радист сломал ногу, началась гангрена со смертельным исходом. Остальные участники полёта вышли к железной дороге и выжили.

Подготовка к транспортировке самолета со склона горы.  Фото из архива А.М. Казанцева
Подготовка к транспортировке самолета со склона горы. Фото из архива А.М. Казанцева

Крылья поднять - было самое сложное. Они начинали в потоках воздуха буквально взлетать и раскачивать несущий вертолёт. Вертолет начало болтать, создалась экстренная ситуация, чуть не сбросили троса. Но бросать троса нельзя было, ибо троса заводские были, их надо было вернуть.

Троса самортизировали и упали. Подлетели с крюками. Каждый крюк под 2 кг. Троса стальные.

Попытка вторая

Еще одна попытка. Подцепили как положено и спустили. Если бы троса были не стальные а нейлоновые, они бы сработали как резинка и их бы на винты подбросило, как в случае под Читой. Комплект четырех тросов с крюками готовили для МИ-6, этот вертолёт на подвеске возил по 12 тонн. МИ-8 работает с весом 4 тонны. Тросы готовили под МИ-8 "мужики с завода".

Отец рассказал, что в день поднятия самолёта с горы, когда самолёт уже спустили к дороге, водители лесовозов подбежали и стали из двигателя самолёта выкручивать свечи зажигания. Они подходят для отечественных грузовиков. Водителей отгоняли, а они как завороженные... Немецкое качество!

Работа вертолета МИ-8 с подвеской. Транспортировка крыльев самолета на стальных тросах.  Фото из архива А.М. Казанцева
Работа вертолета МИ-8 с подвеской. Транспортировка крыльев самолета на стальных тросах. Фото из архива А.М. Казанцева

Гофрированная тетушка

Папа вспоминает: "Когда вышел к самолёту, он оказался огромным. Метра 3 высотой и метров 8 длиной". А что же стало дальше с самолётом? Следы я нашла в Музее Техники Вадима Задорожного в Московской области. Самолёт там мило назвали "гофрированная тётушка". Самолёт долго валялся в разных местах с угрозой быть разобранным на цветмет. Немецкий военно-транспортный самолет Junkers Ju 52/3m где-то в 1942 г. оказался советским трофеем, до 50-х гг. эксплуатировался в СССР, затем потерпел аварию под Читой. Далее долгое время находился на окраине аэродрома Евсино в Новосибирской области. Фото этой машины всплывали регулярно, но имелись подозрения, что она сгинет. К счастью, подозрения не оправдались.

Самолет Юнкерс 52 на территории Музея Техники Вадима Задорожного в Подмосковье.  Фото Юрия Пашолок на trizna.ru
Самолет Юнкерс 52 на территории Музея Техники Вадима Задорожного в Подмосковье. Фото Юрия Пашолок на trizna.ru

Не знаю, что сейчас с этим самолётом. Отреставрировали? Используют в экспозиции? На мой запрос музей пока не ответил. Если кто-то увидит самолет, чиркните весточку в комментарии или покажите фото. Буду благодарна!

Такая вот история. Необычные вещи происходят совсем рядом. Нужно только их заметить. В биографии лётчиков таких историй немало. Если вам было интересно - отметьте историю лайком. Еще рассказать байки вертолетчиков?

История записана со слов пилота-инженера 1 класса Гражданской Авиации (ГА), летчика-испытателя 3 класса Министерства Авиационной промышленности (МАП), летно-испытательной станции по летной работе Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ) Казанцева Анатолия Михайловича в 2022 г.

Экскурсии и туры в Улан-Удэ и Бурятии: destinationbaikal.ru .

Сергей гид-водитель Whatsapp, Viber+79025647932, Наталия гид с русским/французским Whatsapp, Viber+79021603126

Подписывайтесь на наш канал, чтобы вместе с нами путешествовать по Бурятии и Байкалу! Если понравился пост - нажмите сердечко, нам будет приятно!

#вертолетныебайки