Полёты на вертолёте над Улан-Удэ и на байкальский остров Ольхон этой зимой 2022 г. заставили вспомнить один интересный случай. Не помню, рассказывала ли я про своего папу...
Так вот. После экскурсии на вертолёте мы с мужем зашли к отцу, он проживает в посёлке Аэропорт под Улан-Удэ. Там я выросла, ребёнок Аэрофлота. Оба родителя работали на Авиапредприятии. А перед уходом на пенсию отец работал на Улан-Удэнском Авиационном заводе.
Мне было вдвойне приятно дважды быть гидом вертолётной экскурсии, потому что это "моя деревня"! В посёлке я выросла, к маме бегала в аэропорт и в гостиницу на работу, в кассе аэровокзала делала уроки, ела мороженное в баре, получала зарплату за школьную отработку в кассе старого аэровокзала, за взлётную полосу ходила в поход... Через рассказы отца следила за работой авиазавода.
И вот, когда делилась впечатлениями от полёта над Улан-Удэ, Иволгинским дацаном, рекой Селенгой, нам вспомнился один случай из практики отца. Он, на минутку, лётчик -испытатель, лётчик первого класса. Хотя этим он никогда не хвалился, а значок первоклассного лётчика мы обнаружили в маминых архивах только пару лет назад... Скромняга.
Отец , командир вертолётного экипажа, участвовал в поднятии вертолетом МИ-8 со склона горы Хундук-Саган хребта Цаган-Хуртэй у села Хилок трофейного немецкого самолёта Юнкерс 52 (Ю52). Самолёт потерпел крушение около 1950 г. И пролежал на склоне до 10 ноября 2003 г. Удивительно, что самолёт сохранился почти в идеальном состоянии. Спасибо нашему сухому забайкальскому климату и прочному металлу машины. Рассказываю подробно про этот случай, как давно обещала.
Сложность транспортировки самолета заключалась в повышенной парусности объекта. И недооценки веса элементов конструкции... Лётная терминология пошла. В результате при подъёме машины наблюдалось разрушение такелажа, т. е. обрывки тросов.
Попытка первая
Попытались поднять, а троса сорвались в местах сцепки и вертолёт дёрнуло вверх, чуть не потеряли управление. Был один случай под Читой с вертолётом Ми-26... При работе с подвеской нейлоновые троса тогда оборвались, их подбросило и обмотало вокруг втулки большого винта. Весь экипаж сгорел...
Но, наши лётчики, люди не робкие! Сработал вызов "на слабо". Просто так уйти они тоже не могли. В конце концов, самолёт пришлось эвакуировать по частям, так оказалось безопаснее и надежнее. Итак, стояла задача совершить операцию по воздушной эвакуации самолёта частями до ближайшей лесовозной дороги с горы высотой 1280 м. Оттуда уже лесовозами части самолета довезли до ближайшей железнодорожной ветки.
У Юнкерса сохранилась оригинальная раскраска за исключением хвостового оперения, на которой поверх нацисткой свастики была нанесена красная звезда. Красная краска звезды со временем осыпалась, обнажив черную свастику. Папа и его коллеги разглядели в свастике следы от трехгранных штыков красноармейцев.
"Из-за лютой ненависти к фашизму яростно протыкали свастику штыками", - прокомментировал папа.
Куратором безвозмездной операции стал главный инженер Улан-Удэнского авиационного завода Соломин Сергей Владимирович. Воздушная эвакуация выполнена экипажем лётчиков испытателей вертолёта МИ-8АМТ (МИ171) Улан-Удэнского авиационного завода.
Состав экипажа
В немецком самолёте, как правило, экипаж состоял из 2-х лётчиков, 1 штурмана, бортрадиста. Во время рейса на борту были ещё плюс два пассажира.
Организаторы эвакуации рассказали по собранным в данной местности у жителей слухам, что было после аварии. После крушения выжившие люди предприняли попытки самостоятельной эвакуации с места происшествия. При аварии радист сломал ногу, началась гангрена со смертельным исходом. Остальные участники полёта вышли к железной дороге и выжили.
Крылья поднять - было самое сложное. Они начинали в потоках воздуха буквально взлетать и раскачивать несущий вертолёт. Вертолет начало болтать, создалась экстренная ситуация, чуть не сбросили троса. Но бросать троса нельзя было, ибо троса заводские были, их надо было вернуть.
Троса самортизировали и упали. Подлетели с крюками. Каждый крюк под 2 кг. Троса стальные.
Попытка вторая
Еще одна попытка. Подцепили как положено и спустили. Если бы троса были не стальные а нейлоновые, они бы сработали как резинка и их бы на винты подбросило, как в случае под Читой. Комплект четырех тросов с крюками готовили для МИ-6, этот вертолёт на подвеске возил по 12 тонн. МИ-8 работает с весом 4 тонны. Тросы готовили под МИ-8 "мужики с завода".
Отец рассказал, что в день поднятия самолёта с горы, когда самолёт уже спустили к дороге, водители лесовозов подбежали и стали из двигателя самолёта выкручивать свечи зажигания. Они подходят для отечественных грузовиков. Водителей отгоняли, а они как завороженные... Немецкое качество!
Гофрированная тетушка
Папа вспоминает: "Когда вышел к самолёту, он оказался огромным. Метра 3 высотой и метров 8 длиной". А что же стало дальше с самолётом? Следы я нашла в Музее Техники Вадима Задорожного в Московской области. Самолёт там мило назвали "гофрированная тётушка". Самолёт долго валялся в разных местах с угрозой быть разобранным на цветмет. Немецкий военно-транспортный самолет Junkers Ju 52/3m где-то в 1942 г. оказался советским трофеем, до 50-х гг. эксплуатировался в СССР, затем потерпел аварию под Читой. Далее долгое время находился на окраине аэродрома Евсино в Новосибирской области. Фото этой машины всплывали регулярно, но имелись подозрения, что она сгинет. К счастью, подозрения не оправдались.
Не знаю, что сейчас с этим самолётом. Отреставрировали? Используют в экспозиции? На мой запрос музей пока не ответил. Если кто-то увидит самолет, чиркните весточку в комментарии или покажите фото. Буду благодарна!
Такая вот история. Необычные вещи происходят совсем рядом. Нужно только их заметить. В биографии лётчиков таких историй немало. Если вам было интересно - отметьте историю лайком. Еще рассказать байки вертолетчиков?
История записана со слов пилота-инженера 1 класса Гражданской Авиации (ГА), летчика-испытателя 3 класса Министерства Авиационной промышленности (МАП), летно-испытательной станции по летной работе Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ) Казанцева Анатолия Михайловича в 2022 г.
Экскурсии и туры в Улан-Удэ и Бурятии: destinationbaikal.ru .
Сергей гид-водитель Whatsapp, Viber+79025647932, Наталия гид с русским/французским Whatsapp, Viber+79021603126
Подписывайтесь на наш канал, чтобы вместе с нами путешествовать по Бурятии и Байкалу! Если понравился пост - нажмите сердечко, нам будет приятно!
#вертолетныебайки