Найти в Дзене

Чарльз Джон Хаффем Диккенс.

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс английский писатель, романист и очеркист, классик мировой литературы и один из крупнейших прозаиков XIX века. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Что интересного мы знаем об этом человеке? • У Чарльза Диккенса было семеро братьев и сестёр. • У его отца была хорошая библиотека, и Чарльз страстно читал: старые романы, пьесы и сказки. Он исполнял комические куплеты со старшей сестрой - семья шла в паб, детей ставили на стол, и они пели. Диккенс любил аплодисменты. • В 1824 году отца Диккенса отправили в долговую тюрьму. Вскоре к нему присоединилась мать со всеми детьми, кроме Чарльза. Друг семьи устроил будущего писателя на фабрику по производству ваксы, которая располагалась на кишащем крысами берегу Темзы в центре Лондона. Это событие стало основным эпизодом в формировании его личности. Чарльз Диккенс чувствовал себ
Источник: englishgid.ru
Источник: englishgid.ru

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс английский писатель, романист и очеркист, классик мировой литературы и один из крупнейших прозаиков XIX века. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.

Что интересного мы знаем об этом человеке?

• У Чарльза Диккенса было семеро братьев и сестёр.

• У его отца была хорошая библиотека, и Чарльз страстно читал: старые романы, пьесы и сказки. Он исполнял комические куплеты со старшей сестрой - семья шла в паб, детей ставили на стол, и они пели. Диккенс любил аплодисменты.

• В 1824 году отца Диккенса отправили в долговую тюрьму. Вскоре к нему присоединилась мать со всеми детьми, кроме Чарльза. Друг семьи устроил будущего писателя на фабрику по производству ваксы, которая располагалась на кишащем крысами берегу Темзы в центре Лондона.

Это событие стало основным эпизодом в формировании его личности. Чарльз Диккенс чувствовал себя беспомощным и оставленным своей семьей. Он жил в жалкой лачуге, каждый день просыпался в одиночестве, вставал и шёл на работу, где расфасовывал по банкам ваксу.

Но уже тогда он отличался от своего отца. Ему платили несколько шиллингов и пенсов в неделю. Чарльз делил деньги на семь частей и тратил на еду ровно отведенную сумму, чтобы не остаться голодным к выходным.

Воспоминания об этом периоде детства повлияли на то, о чём писал Чарльз Диккенс, - он часто описывал страдающих детей. Как говорил его друг Джон Фостер, все эти дети были в какой-то мере самим писателем.

Когда отца писателя выпустили из тюрьмы, произошло нечто странное: родители Диккенса никогда не вспоминали о его работе на фабрике по производству ваксы - словно этого никогда не было. Он тоже хранил это в тайне, как и прадеда, скрывшегося за границей, упоминание которого было табуировано. Всё это в немалой степени повлияло на формирование воображения Чарльза.

Его устроили в скромную лондонскую школу, но вскоре его отец вновь влез в долги и не смог платить за обучение сына. Формальное образование Диккенса завершилось, когда ему было 15 лет. Мать устроила его посыльным в адвокатскую контору.

Источник: kulturologia.ru
Источник: kulturologia.ru

• Первые публикации Диккенса были напечатаны в лондонских газетах. Это были очерки, описывающие жизнь и социальное положение разоряющейся мелкой буржуазии.

• Громкую славу писателю принёс его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба».

• Чарльз Диккенс стал самым популярным английским писателем при жизни.

• Критики его времени часто говорили, что Диккенсу никогда не войти в число лучших писателей английской литературы. Даже сам Оскар Уайльд не воспринимал всерьез сочинения Диккенса.

• Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза - на удачу, считал пятницу своим счастливым днём, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

• Диккенс самопроизвольно впадал в транс и был подвержен видениям. Диккенс однажды рассказал главному редактору журнала «Фортнайтли ревью» Джорджу Генри Льюису о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала отчетливо им слышится, а его персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.

• Диккенс каждые 50 строк написанного запивал глотком горячей воды.

• Всего у писателя было 10 выживших детей, причём в их рождении он обвинял исключительно жену. Кэтрин Диккенс, мол, была слишком плодовита и выставляла его в неприглядном свете, ведь в Британии середины XIX века многодетность считалась признаком невоздержанности. После 22 лет брака Диккенс разъехался с Кэтрин, но фактически это был развод. В письмах друзьям он рассказывал, что всю жизнь у них не было ничего общего:

«Мои отношения с некой известной вам несчастной особой отнюдь не улучшились с тех пор, когда мы жили на вилле в Пескиере. Отнюдь. Они стали гораздо хуже. То же я могу сказать и об отношениях с детьми, и старшими, и младшими. Она сама себе в тягость и, разумеется, несчастна. (С тех пор как мы уехали из Генуи, она не переставала мучить меня ревностью и теперь располагает неоспоримыми доказательствами моей самой тесной близости по крайней мере с пятнадцатью тысячами женщин всех возрастов и сословий)», - рассказывал Диккенс в одном из писем.

На самом деле серьезный приступ ревности у Кэтрин случился в 1857 году, когда курьер по ошибке принес ей драгоценный браслет, предназначавшийся любовнице писателя Элен Тернан. Так несчастная женщина узнала о связи мужа с молоденькой актрисой. Кэтрин ушла, получив небольшое пожизненное содержание, а Элен стала пусть и невенчанной, но фактической женой Диккенса. Умирая, он включил её в завещание и обеспечил ей безбедное существование до конца жизни. Позже Элен вышла замуж, поправив документы о рождении и «скинув» 14 лет.

Что же до Кэтрин, то современники были уверены, что Диккенс сам довёл жену до депрессии. Она боялась его как огня, но тем не менее была верной спутницей даже в самых тяжелых жизненных испытаниях. Добавьте к этому многочисленные тяжёлые роды, смерти младенцев и выкидыши и получите биографию абсолютно несчастной и непонятой женщины.

После развода Диккенс перестал общаться со многими друзьями юности только потому, что те попытались защитить Кэтрин и отказались поверить в миф о жене-монстре.

Кэтрин Диккенс. Источник: mediaspy.ru
Кэтрин Диккенс. Источник: mediaspy.ru

• В 1847 году родился первый ребёнок Диккенса, сын Чарли, которого он считал продолжением себя самого. Тогда же началась его дружба с Джоном Фостером, которая изменила всю его жизнь. Фостер происходил из бедной семьи, но получил лучшее образование и сделал хорошую карьеру литературного критика и редактора. Он быстро стал литературным консультантом Диккенса. Фостер вычитывал его произведения, вносил предложения и договаривался с издателями.

Он видел гений Диккенса и был готов служить этому гению, Диккенс верил ему и полагался на него. Они говорили, гуляли, обедали и ходили в театр вместе. Фостер ввел Диккенса в свой круг друзей-интеллектуалов. В одном из писем к нему Чарльз Диккенс писал, что ничто, кроме смерти, не сможет положить конец их дружбе - так в итоге и получилось.

• Несмотря на мизантропию, неудовлетворенность семейной жизнью и страх перед рождением каждого следующего ребёнка, Диккенс создал неподражаемый любительский театр, где играли его друзья и дети.

Все началось со дня рождения старшего сына Чарли. 6 января 1843 года писатель поставил номер с фокусами. Так родилась традиция устраивать представления на семейные и религиозные праздники. Позже Диккенс давал уже драматические представления в своём особняке Тависток-хаус и специально для этого получил у городских властей разрешение на использование газового освещения.

На первые спектакли пускали только по приглашениям и только знакомых. Но после смерти Дугласа Джерролда, друга писателя, Диккенс организовал благотворительный тур со спектаклем «Замерзшая бездна» по одноименной пьесе Уилки Коллинза. Эту постановку пожелала увидеть сама королева. И работая над ней, Диккенс и познакомился с Элен Тернан.

• В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен (автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и др.). Товарищи познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и 10 лет спустя Ханс решил воспользоваться приглашением Диккенса. Но дело было в том, что за эти годы в жизни Диккенса всё изменилось и усложнилось - он был не готов принять Андерсена. «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает» - в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Спустя пять недель - именно столько гостевал Андерсен в доме Диккенса - хозяин дома написал на стене комнаты: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять не­дель, которые показались нашей семье годами».

Источник: arzamas
Источник: arzamas

• Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в парижский морг, где он мог проводить целые дни напролёт, захваченный видом неопознанных останков.

• Чарльз Диккенс всегда спал головой на север. Также, когда писал свои произведения, садился лицом в эту сторону.

• Диккенс назвал злостного негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин - точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

• Диккенса также часто посещало ощущение дежавю. Например, будучи в итальянском городе Феррара, Диккенс испытал одно из таких сильных чувств.

В путевых заметках он описывал его так: «Может быть, меня убили тут в предыдущей жизни? Откуда ещё об этой местности у меня могли бы взяться столь яркие воспоминания? Кровь стынет в жилах, когда я распознаю одну за другой всё новые знакомые детали. Воспоминания о местах, где я никогда не бывал, вспыхнули у меня с такой силой, что теперь вряд ли я смогу о них позабыть».

В таких случаях писатель начинал нервно теребить в руках свою шляпу. Ни один головной убор не мог долго переносить такого обращения, поэтому в итоге Диккенс перестал носить шляпы.

• Восхождение писателя к успеху было обусловлено его неисчерпаемой энергией умственной и физической. Физическая была необходима для того, чтобы проходить до 20 миль в день. Диккенс всегда хотел двигаться, путешествовать, исследовать. Однажды он отправился в продолжительное путешествие из Англии в Италию с женой, несколькими детьми, няней и собакой.

• Он работал за своим столом с раннего утра до ланча, а потом еще во второй половине дня. Но как бы много Диккенс ни писал, он был очень коммуникабельным: любил вечеринки, праздники, обеды, клубы и танцы до пяти утра.

• Диккенс мог писать два романа одновременно. Еще не закончив «Записки Пиквикского клуба», он начал писать «Оливера Твиста», имевшего совсем другой тип нарратива — с комплексным сюжетом. Закончив «Записки...», начал «Николаса Никльби». Одновременно с романом он писал и рассказы — например «Рождественскую историю». Диккенс был настолько энергичным, что в 1850 году, не желая быть только писателем-романистом, решил выпускать собственный еженедельный журнал. Это его вторая карьера: он редактировал, работал с авторами и сам писал статьи. Диккенс выпускал свой журнал до конца жизни.

В 1859 году он начал свою третью карьеру. Продолжая писать романы и редактировать журнал, он начал устраивать публичные чтения, адаптируя свои произведения для этого формата и дописывая новые сцены.

Источник: gazeta.ru
Источник: gazeta.ru

• Диккенс любил довольно экстравагантно одеваться. Писатель Честертон так высказывался об этом: «Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета».

• Диккенс был первым писателем, который напрямую заговорил об уязвимости ребёнка, сочувствовал бедным, даже оборванцам. В его романах маленькие люди всегда важнее сильных мира сего. Он восхвалял работающих детей - вставал на их сторону и писал о них так, как никто другой.

• Диккенс славился своей щедростью и благотворительностью. В своём знаменитом рассказе «Рождественская история» он писал, что общество разрушают невежество и нищета. И невежество даже опаснее нищеты. В те времена не было государственного образования, и он помогал открывать школы для бедных. Диккенс разъезжал по Англии и читал лекции, чтобы собрать деньги для образования рабочих. После его смерти многие учебные заведения, которые он помог открыть, стали университетами, и этим мы обязаны его вере и усилиям.

Очень немногие знают о другом общественном проекте, которому он тоже отдал много времени и сил. С 1847 по 1858 год писатель основал и содержал дом для молодых женщин, которые либо были проститутками, либо могли ими стать.

Диккенс настаивал на том, что их не надо заставлять исповедоваться или чувствовать вину, но необходимо показывать им, что жизнь может быть счастливой и интересной. Этим женщинам давали хорошую еду, они могли работать в саду, шить и готовить, их, если это было необходимо, учили читать.

Диккенс знал, что некоторые из них отвергнут это предложение, но многим это помогло - спасенные Диккенсом и его единомышленниками девушки переезжали в Австралию, Канаду или Южную Африку и начинали новую жизнь.

Источник: lenta.ru
Источник: lenta.ru

• В 90-х годах XX века портрет Диккенса был помещён на банкноту номиналом в 10 английских фунтов.

• Один из кратеров на Меркурии назван в честь Чарльза Диккенса.

• Диккенс ненавидел памятники, и в своём завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та нашла пристанище в филадельфийском Кларк-парке.

• После смерти Диккенс был превращен в настоящего идола английской литературы. Он написал множество очерков, 16 романов и выпустил три сборника рассказов.

• По мотивам произведений Диккенса было снято около 180 фильмов, сериалов и мультфильмов.

* Текст данной публикации частично скопирован из Интернета или других открытых источников.