Найти тему
Журнал не о платьях

"Она встретила Роберта в десять лет и поняла, что он будет её мужем". Пианистка Кла­ра Шу­ман

Источник фото: belcanto.ru
Источник фото: belcanto.ru

Есть жен­щи­ны – му­зы при ге­ни­ях. Кла­ра Шу­ман бы­ла ге­ни­аль­ной му­зой. Бу­ду­чи та­лант­ли­вей­шей пи­а­ни­ст­кой, ко­то­рой вос­хи­щал­ся сам Па­га­ни­ни, она «вы­рас­ти­ла» двух ге­ни­ев – му­жа Ро­бер­та Шу­ма­на и дру­га Ио­ган­не­са Брам­са, не счи­тая вось­ме­рых де­тей. Сва­деб­ный порт­рет Кла­ры был изо­б­ра­жен на де­не­ж­ной ку­пю­ре в 100 DM. Сим­би­оз де­ло­вой хват­ки и кни­ж­ной ро­ман­ти­ки сде­лал Кла­ру Шу­ман куль­то­вой фи­гу­рой в Гер­ма­нии. Иде­аль­ная жен­щи­на! Хо­тя злые язы­ки по­го­ва­ри­ва­ют, что ее бе­з­у­пре­ч­ность до­ве­ла му­жа до су­ма­сшед­ше­го до­ма, а Брам­са – до по­жиз­нен­но­го хо­ло­стя­че­ст­ва.

Па­пи­на до­ч­ка

Судь­ба де­во­ч­ки бы­ла пред­ре­ше­на еще до ро­ж­де­ния ее от­цом – зна­ме­ни­тым фор­те­пи­ан­ным пе­да­го­гом Фри­д­ри­хом Ви­ком.

«Ес­ли на свет по­я­вит­ся де­во­ч­ка, она ста­нет ве­ли­ким му­зы­кан­том», - за­я­вил он на­ка­ну­не.

Дочь на­зва­ли Кла­рой – «лу­чи­стой». Ро­ди­те­ли вско­ре раз­ве­лись, мать ос­та­ви­ла Кла­ру му­жу, по­свя­тив се­бя но­вой се­мье. Отец то­же сно­ва же­нил­ся, ма­че­ха не за­ме­ча­ла при­ем­ную дочь, по­сколь­ку у нее хва­та­ло хло­пот с соб­ст­вен­ны­ми деть­ми. Так Кла­ра ста­ла «па­пи­ной до­ч­кой», но лю­бовь от­ца гра­ни­чи­ла с же­с­то­ко­стью.

Фри­д­рих Вик при­ду­мал про­грам­му по взра­щи­ва­нию юно­го да­ро­ва­ния. С пер­вых ме­ся­цев жиз­ни Кла­ры че­с­то­лю­би­вый отец скру­пу­лез­но вел днев­ник о ее раз­ви­тии. В ре­зуль­та­те еже­днев­ных за­ня­тий му­зы­кой в 9 лет Кла­ра уже вы­сту­па­ла с кон­цер­та­ми, в 12 – со­чи­ня­ла му­зы­ку. Ее при­гла­сил к се­бе ве­ли­кий Ге­те и, про­слу­шав иг­ру, ска­зал:

«У этой дев­чуш­ки боль­ше сил, чем у ше­с­те­рых пар­ней!»

Как в во­ду гля­дел. Отец был горд и сча­ст­лив, но это не сде­ла­ло его до­б­рее. В сво­ем днев­ни­ке он на­пи­шет до­че­ри:

«Я по­свя­тил те­бе и тво­е­му обу­че­нию де­сять лет жиз­ни. По­ду­май, ка­ко­вы твои обя­зан­но­сти!»

От Кла­ры тре­бо­вал­ся толь­ко ус­пех, а она меч­та­ла о ро­ди­тель­ском те­п­ле.

«Он лишь во­шел – я вмиг уз­на­ла...»

Ко­г­да Кла­ре бы­ло десять лет, в их до­ме по­я­вил­ся мо­ло­дой сту­дент, бу­ду­щий юрист Ро­берт Шу­ман. Он при­шел брать му­зы­каль­ные уро­ки у Фри­д­ри­ха Ви­ка и, ко­не­ч­но, об­щал­ся с его уже из­ве­ст­ной до­че­рью. Друж­ба с Ро­бер­том бы­ла для Кла­ры на­сто­я­щим сча­сть­ем. В ка­ком-то смы­с­ле Ро­берт за­ме­нил де­во­ч­ке от­ца и мать: юно­ша вос­хи­щал­ся ее вир­ту­оз­ной иг­рой и в то же вре­мя был ро­ман­ти­чен и мя­гок в об­ще­нии, по­з­на­ко­мил ее с му­зы­кой Ба­ха и ска­зо­ч­ным ми­ром Гоф­ма­на. Юная бо­га­ч­ка Кла­ра влю­би­лась в по­да­ю­ще­го на­де­ж­ды бед­но­го сту­ден­та. Вот толь­ко Ро­берт по­ка ви­дел в ней лишь ре­бен­ка.

Его за­ни­ма­ла соб­ст­вен­ная судь­ба. На карь­е­ре юри­ста на­сто­я­ла ма­туш­ка Ро­бер­та, во­л­ну­ясь о хле­бе на­сущ­ном для сы­на. Од­на­ко за­ня­тия с Фри­д­ри­хом Ви­ком и об­ще­ние с мо­ло­ды­ми и ве­ли­ки­ми (сре­ди ко­то­рых бы­ли Па­га­ни­ни, Лист, Шо­пен) при­да­ли юно­ше ре­ши­мо­сти, и он со­об­щил ма­те­ри, что на­ме­рен по­свя­тить свою жизнь му­зы­ке. Мать, за­ру­чив­шись ре­ко­мен­да­ци­ей Фри­д­ри­ха Ви­ка, не ста­ла спо­рить. Так ре­ши­лась судь­ба Шу­ма­на: он за­нял­ся му­зы­кой и пра­к­ти­че­с­ки по­се­лил­ся в до­ме Ви­ков на пра­вах по­сто­яль­ца.

От­та­чи­вая иг­ру на фор­те­пи­а­но, Ро­берт экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал. Он при­ду­мал ус­т­рой­ст­во для раз­ви­тия ма­к­си­маль­ной бег­ло­сти паль­цев. Од­на­ко ме­ха­низм сы­г­рал дур­ную шут­ку: сло­мал на­чи­на­ю­ще­му пи­а­ни­сту па­лец на пра­вой ру­ке. В ито­ге: опе­ра­ция, про­ща­ние с меч­той о му­зи­ци­ро­ва­нии и по­свя­ще­ние се­бя со­чи­ни­тель­ст­ву. Как го­во­рит­ся, не бы­ло бы сча­стья...

Про­шло семь лет, пре­ж­де чем чув­ст­ва Ро­бер­та и Кла­ры ста­ли вза­им­ны­ми. 17-лет­няя пи­а­ни­ст­ка и мо­ло­дой му­зы­кант по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние ма­те­ри Ро­бер­та. Но не­ожи­дан­но вос­про­ти­вил­ся бра­ку Фри­д­рих Вик. Сколь лег­ко он про­ро­чил му­зы­каль­ное бу­ду­щее Ро­бер­ту, столь же не­ис­то­во от­вер­гал са­му мысль о та­ком зя­те! От­ца Кла­ры воз­му­ща­ло все: на­глость, са­мо­на­де­ян­ность и бед­ность не­бла­го­дар­но­го уче­ни­ка.

Ин­ве­сти­ции в Кла­ру при­но­си­ли не­ма­лые день­ги, ус­пех и власть. От­ка­зать­ся от сво­его «са­мо­го из­ве­ст­но­го про­из­ве­де­ния» в поль­зу ком­по­зи­то­риш­ки с со­м­ни­тель­ны­ми до­хо­да­ми, ко­то­рый еще не­дав­но был влюб­лен в дру­гую уче­ни­цу пе­да­го­га? Да что этот Шу­ман се­бе во­об­ра­зил!

Фри­д­рих Вик по­тре­бо­вал у Ро­бер­та ос­та­вить Кла­ру в по­кое и увез дочь в Дре­з­ден от гре­ха по­даль­ше.

Источник фото: radiovan.fm
Источник фото: radiovan.fm

Ро­бер­та на­кры­ла силь­ней­шая де­п­рес­сия. Де­вуш­ка ис­тол­ко­ва­ла без­дей­ст­вие воз­люб­лен­но­го как от­каз от нее. Пол­то­ра го­да дли­лось их мол­ча­ние. На­ко­нец, Шу­ман в от­ча­я­нии пи­шет Кла­ре пись­мо, пре­ду­п­ре­ди­тель­но об­ра­ща­ет­ся на «Вы», но все-та­ки ос­ме­ли­ва­ет­ся сно­ва по­про­сить ее ру­ки и серд­ца. И Кла­ра от­ве­ча­ет ему: «У ме­ня вну­т­ри все шеп­чет Вам: «На­ве­ки». Ка­за­лось, сча­стье уже бли­з­ко. Ку­да там! С та­ким па­пень­кой...

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

Как дорогущая шуба жены вернула Имре Кальмана на полосу удачи

Ла­ри­са Ще­б­рен­ко (с) "Лилит"