Американский писатель Говард Лавкрафт имел необычную тягу к древнейшим временам и полузабытым тайнам, которые были с ними связаны. В своих произведениях он рассказывал о жутких божествах, спящих в недрах Земли, о таинственных народах, населявших укромные уголки нашего мира, и о древнем искусстве, которое мы называем магией. Не последнее место в описаниях Лавкрафта занимает книга, известная как «Некрономикон». Этот темный гримуар, как считал автор, был вместилищем самых страшных тайн, способных свести с ума неподготовленного человека. Интересно то, что многие поверили писателю и посвятили свои жизни поискам «Некрономикона», чтобы обрести таинственное знание, спрятанное в книге, и проникнуть в самую суть мироздания.
Сразу оговорюсь, что в этом выпуске я хочу рассказать вам о «Некрономиконе» так, как о нем говорил сам Говард Лавкрафт. Вполне возможно, что этой книги никогда не существовало на самом деле, но от этого ее история не становится менее притягательной.
История «Некрономикона» начинается с имени его автора - Абдуллы аль-Хазреда, которого еще при жизни прозвали «безумным поэтом». Аль-Хазред был поэтом, жившим в VIII веке в Сане - городе, который является столицей современного Йемена. «Безумный поэт» посвятил многие годы исследованием древних городов Омейядского халифата. Он исследовал руины Вавилона и подземные пещеры Мемфиса. Десять лет аль-Хазред провел в великой пустыне Руб-эль-Хали, считавшейся проклятым местом и обиталищем для злых духов (ифритов). После этого Абдулла аль-Хазред уединился и вскоре написал книгу «Аль-Азиф», то есть звуки цикад в ночи. Этим выражением арабы называли беседы джиннов, которые можно было услышать в недрах пустынь. После этого аль-Хазред исчез. Ибн Халликан, написавший биографию аль-Хазреда в XIII веке, полагал, что тот был схвачен неведомыми чудовищами и унесен в сторону пустыни Руб-эль-Хали. Так или иначе, но книга «Аль-Азиф» и таинственное исчезновение «безумного поэта» были тесным образом связаны с этой пустыней, в которой, по-видимому, аль-Хазред обнаружил нечто, чего он не должен был находить.
Так что же он нашел в пустыне Руб-эль-Хали? Немногие очевидцы его безумных речей сообщали, что аль-Хазред рассказывал о «Городе Колонн», известном как Ирем. В коранических преданиях сообщается, что этот древний город был построен царем джиннов Шаддадом, чтобы воссоздать подобие Рая в смертном мире. За это на Ирем обрушился гнев Аллаха, а сам город был стёрт с лица земли. Абдулла аль-Хазред утверждал, что этот город не исчез, а оказался погребен под песками Руб-эль-Хали. Якобы «безумный поэт» даже смог в него проникнуть. Любопытным является и то, что, как считается, город Ирем служил вратами между миром людей и миром джиннов, то есть, попав в Ирем, аль-Хазред мог также заглянуть и в другой мир, в котором не положено быть человеку. «Безумный поэт» утверждал, что нашел среди колонн Ирема древние рукописи, принадлежавшие давно исчезнувшим народам. В них якобы говорилось о древних богах - Йог-Сототе и Ктулху.
Позднее, книга Абдуллы аль-Хазреда, «Аль-Азиф», была переведена на греческий язык Теодором Филетом под названием «Некрономикон», то есть описание традиций мёртвых. Византийцы, гораздо более искушенные в знаниях, чем арабы, с большим пылом принялись изучать новую книгу. В ней они обнаружили неведомые ранее тайны о природе Вселенной и о могущественных божествах, являвшихся к нам из параллельных миров. Череда страшных и кровавых обрядов, прокатившихся по Византии после прочтения «Некрономикон», подтолкнула патриарха Михаила к полному запрету этой книги и сожжению всех ее экземпляров в 1050 году.
Арабский оригинал к тому времени уже был утерян, но один (или даже несколько) греческий экземпляр «Некрономикона» все же уцелел. В 1228 году он попал в руки датского медика Олауса Вормиуса, выполнившего перевод книги с греческого на латынь. Латинское издание во всем повторило судьбу греческого. В 123 году Папа Римский Григорий IX также запретил «Некрономикон» по всей Европе, объявив еретиками каждого, кто хотя бы раз прочёл эту книгу. Последний раз «Некрономикон» видели в библиотеке некоего салемского жителя в 1692 году. Тогда состоялся процесс над салемскими ведьмами. По обвинению в колдовстве было повешено несколько десятков жителей Салема, а несколько сотен отправили в тюрьму.
Впрочем, Говард Лавкрафт полагал, что некоторые экземпляры этой темной книги до сих пор хранятся в ряде учреждений, в закрытых секциях национальных музеев и библиотек, доступ к которым имеют считанные единицы. Небольшие отрывки из «Некрономикона» время от времени всплывали и в частных коллекциях людей, весьма таинственно и трагично закончивших свои жизни. К сожалению или к счастью, точное содержание «Некрономикона» до сих пор остается тайной для большинства.