Турция и Сирия являются давними, хотя и не самыми дружными соседями. Чаще всего, отношения этих стран колеблются от откровенно прохладных, до поставленных на грань конфликта. В чем причина неприязни двух стран?
Исторический аспект.
Когда Турция представляла собой не республику, которой она является сегодня, а огромную и могущественную Османскую империю, часть соседних территорий была включена в ее границы. Разумеется, не все были этому рады: большая часть соседних государств была присоединена путем завоевания. Не избежала этой участи и Сирия. Когда турецкое иго было сброшено, Сирия вступила в трудную полосу становления и развития под управлением сторонних сил.
Турки же, построив современное государство, не забыли о своем имперском прошлом. И зачастую, они поглядывают на соседей, как на отколовшиеся части своего государства. На которые, как они считают, имеют полное право. У сирийцев, кстати, тоже есть территориальные претензии к Турции. Которые турки, разумеется, не признают.
Проблема курдов и беженцев.
На территории Сирии проживает немало курдов (недавно о них говорили здесь), с которыми у Турции традиционно напряженные отношения. Кроме того, боевые действия, и тяжелая гуманитарная ситуация в Сирии, вынуждают большое количество беженцев отправляться на поиски лучшей доли, и путь их пролегает через Турцию. Поэтому турки мечтают обозначить свое присутствие на приграничных территориях, дабы контролировать и тех, и других.
Борьба за ресурсы.
Ближний Восток испытывает большие сложности с водными ресурсами, и каждая река, несущая запасы пресной питьевой воды здесь – на вес золота. На территории Турции берут начало две важнейшие водные артерии региона – реки Тигр и Евфрат, которые вызывают немало споров. Поскольку турки контролируют истоки рек, им легче диктовать свою волю. Чем они и занимаются, планируя строить в верховьях рек плотины. Понятное дело, сирийцы от этого не в восторге.
Водные конфликты набирают в Азии пугающий размах, и в ближайшие десятилетия, грозят стать основной причиной войн.
Также, весьма остро стоит вопрос транзита нефти, который используют все, кому не лень, включая нелегальные вооруженные группировки. А еще существуют планы строительства нефте- и газопровода с Аравийского полуострова на Восточное Средиземноморье. Задействованная в этой цепочке Сирия имеет на этот счет свое мнение, что не очень-то радует других потенциальных партнеров проекта.
О каждом из указанных аспектов конфликта можно говорить много и подробно, он многранен, и запутан. В общем, Восток – дело тонкое.