Найти тему

Про JRPG

Так получилось, что сейчас основной мой интерес в видеоиграх это JRPG. Жанр, на который нужна тонна времени, которого, к сожалению, нет. Приходится быть избирательным, уметь отпускать незаконченные игры, и даже играть в демо-версии (что, кстати, несомненно экономно). Однако я не всегда любил этот жанр, как и вообще в целом RPG, и, честно, не готов его принять полностью до сих пор, поэтому просматривая топы JRPG, я думаю: хм, круто, но играть я в это не буду…

Начну с того, что, ещё учась в школе, я не любил аниме. Я любил всякую западную фантастику, но аниме терпеть не мог. Тогда по телеку показывали сейлор-мун и что-то ещё. Мне не нравилось то, как это было нарисовано, я это не понимал. Да, я вырос на западных мультиках и «Ну, погоди!». Хотя мне нравились трансформеры и вольтрон. Но намного позже я узнал, что это были западные адаптации аниме. А еще я помню в какой-то год по утрам показывали аниме «Роботы-ниндзя» (оно же «Ниндзя-воин Тобикаге»), оно мне вполне заходило, наверное потому что напоминало вольтрона.

Ninja Senshi Tobikage
Ninja Senshi Tobikage

В какой-то момент на фоне музыкальных предпочтений меня заинтересовала тематика киберпанка. Смутно помню, что конкретно я слушал (помню только, что группу Unreal) и что смотрел. Считаю, что отправной точкой стало аниме «Аниматрица» (а недавно я узнал, что к ее созданию причастна Square Enix), ничего не понятно, но очень интересно. А потом товарищ дал мне посмотреть Elfen Lied, и всё, дальше как в тумане, всем аригато годзаимас, все свободны…

А что же в плане видеоигр. Итак, у нас была денди и мега драйв. Как известно, никаких Final Fantasy, The Legend Of Zelda, Dragon Quest пираты на денди не пиратили. А ведь мне очень нравились игры с видом сверху, где в отличии от линейных платформеров чаще всего есть элемент исследования. Мне нравилась первая TMNT, Mission Impossible, очень нравились уровни с видом сверху в Super Contra и Contra Force. Была бы у нас тогда Final Fantasy, понравилась ли она мне тогда?… Но я забегаю немного вперед. На мега драйве с подобными играми было ещё лучше - Syndicate, Cannon Fodder, Dune II…

Final Fantasy (NES)
Final Fantasy (NES)

И вот тут мы почти добрались до моей первой JRPG. Я тогда знал, что есть такой жанр на компьютере (RPG), кажется, я видел Героев меча и магии у кого-то из одноклассников, может, что-то ещё. И опять же, я ни как не мог понять, как можно играть в игру, где ты и враги атакуют обязательно по очереди (и это я ещё тогда про рандомэнкаунтеры не знал). Какой в этом смысл, если тебя стопроцентно атакуют, и ты получаешь урон, и нет возможности увернуться или защититься (если бы мне сказали ещё тогда, что есть ШАНС промаха, то я бы решил, что это полная бессмыслица, и почему нельзя играть самому, а не чтобы игра решала за тебя). Итак, я просто не мог это принять…

У меня была книжка с кодами для игр на мега драйв. В основном, кроме коротенького описания к играм и собственно паролей, там ничего не было. Но для некоторых игр были чуть ли ни подробные прохождения. Я перечитывал их снова и снова, и в них очень хотелось поиграть. Одной из таких игр была Beyond Oasis (она же Story Of Thor), жемчужина жанра action-adventure и зельда от мира сеги. И как же было больно играть в неё на пиратском картридже без батарейки… Но речь о другой игре, к которой было подробное описание прохождения - Shining Force II.

Shining Force II

Надо сказать, в книжке с паролями не было написано, а что это собственно была за игра, была описана лишь история и то, как персонаж со своими друзьями сражается против зла, но вот описания всяких секретов очень манили. Что ж, мне достался картридж с батарейкой. Вообще в те времена было поразительно, что игры на мега драйве можно было сохранять. И что наиболее важно, мне досталась версия игры с переводом на русский язык, что вообще было крышесносно! И начав играть, я понял, что наверное вот она, та самая RPG. На самом деле Shining Force это редкий гибрид классической JRPG, где персонажи путешествуют, выполняют квесты, находят сундуки, общаются с другими персонажами, заводят друзей, и тактической RPG (TRPG, TJRPG), где бои происходят на большой арене, где вся область состоит из ячеек, по которым персонажи могут передвигаться. Тут это квадраты, но в некоторых играх это могут быть и шестиугольники. В отличии от классических JRPG, в TRPG как правило фиксированное количество битв, так как в основном эти битвы завязаны на некоем элементе сюжета, и процесс битвы может проходить по своему сценарию. Игрок управляет группой из определенного числа персонажей, в Shining Force II это максимум 12, у врага группа своя, ходы производятся по очереди или по своей внутриигровой логике. При достижении цели можно атаковать. В Shining Force в этот момент показывается анимированная сцена. Намного позже, поиграв в Fire Emblem, я очень разочаровался, узнав, что в основном в тактических играх отсутствует элемент исследования и квестов.

Итак, Shining Force II стала моей первой JRPG, пусть и не классической. И она мне понравилась, меня очень порадовало, что успех во многом зависит от тактики, расстановки персонажей, что можно напасть группой, укрыться за соратниками и прочее. А также мне понравилось это замечательное приключение в фэнтезийном сеттинге. Но на мега драйве (и тем более денди) других подобных игр мне не попадалось. Прошло много лет, с появлением ютуба я узнал и про пиратскую денди, и про то, что топовые игры обошли нас стороной. На эмуляторах я прошелся по зельдам и метроидам. Примерно тогда я лучше узнал что из себя представляет одна из самых популярных JRPG - Final Fantasy, а потом прошел Chrono Trigger.

Final Fantasy и Chrono Trigger

Final Fantasy - это просто кошмар, и вина всему - бич многих JRPG, самая отвратительная механика всех времен и народов, вот уже 40 лет портящая игры, дамы и господа, встречайте, рэндомэнкаунтеры! Механика, которая ввиду низких мощностей старых консолей, условно имитировала случайные встречи с монстрами в подземельях или в путешествиях между городами. Механика, которая не дает выбора игроку: сражаться или нет. Механика, которая в той или иной степени лишь раздражает своей анимацией возникновения битвы (вот вы спокойно идете, и вдруг ТШЖШЖШЖШЖШЖШЖШ!!!! БАМ!!! и на тебя нападает стая высокоуровневых волков, а ты всего то хотел посмотреть, а чего тут такого интересного в новой локации, но нет, тебя выносят с пары ударов, а ты не сохранился, потому что сам виноват). Хорошо. Во времена Famicom/NES эти игры действительно были довольно сложно устроены и эти консоли не всё могли, и многое из того, что происходило в игре, подавалось текстом, вот и врагов на экране раскидать было не так просто. Эта механика должна была умереть на восьмибитных консолях, но видимо, кому-то это понравилось, и она существует и по сей день.

Всему вышесказанному есть один большой аргумент. И аргумент этот - Chrono Trigger, главная жемчужина JRPG на SNES. Эта игра была моей робкой попыткой в классическую JRPG, чтоб прям пошаговые битвы и прочее. И о чудо - в ней нет рэндомэнкаунтеров! Всех врагов видно на локации. Да, иногда они нападают неизбежно, как и появляются, но всё это можно избежать. В основном игрок сам решает, вступать в бой или нет. И что ещё более приятное - бой происходит на месте, игра не переходит на отдельный экран битвы. А ведь эту игру тоже делала Square, как и Final Fantasy. И к сожалению это опять чуть ли ни единственная игра тех времен с подобной механикой. В 2017 году вышла игра, которая следовала этим идеям - I am Setsuna, но я заскучал в нее играть.

Подведу некоторый промежуточный итог. Мы имеем две консоли четвертого поколения и две игры, с которыми мне повезло столкнуться: Shining Force II и Chrono Trigger. Обе они считаются одними из лучших в своём жанре, но в то же время никто не брал с них пример. Тактические игры были с океаном диалогов в виде визуальной новеллы как в Fire Emblem, а классические во всём старались походить на Final Fantasy. К сожалению серия Shining со временем стала трансформироваться во что попало, переходя от издателя к издателю. Что же до Chrono Trigger, ее сиквел Chrono Cross также удался, сохранив идеи оригинальной игры, в нем также враги были видны на карте, но битва происходила на отдельном экране. Я пробовал играть в нее довольно давно, но так и не разобрался в системе битвы с цветами, и, кажется, собрал не очень удачных персонажей. Может быть, однажды дам ей ещё один шанс, к тому же ее недавно переиздавали.

Fire Emblem

Когда я начал серьезно увлекаться консолями нинтендо, мне стало открываться много игровых серий, о которых я никогда не слышал. Мимо меня прошли все консоли 5, 6, и 7 поколений. Купив себе Wii U и Super Smash Bros я узнал о серии игр Fire Emblem. Позже, купив уже 3DS, мне удалось познакомиться с последней на тот момент игрой - Fire Emblem Awakening. Как я уже говорил выше, сначала я был очень разочарован, что она была не похожа на Shining Force. Вместо путешествия визуальная новелла с морем чтения. Само путешествие то конечно в игре есть, но подается оно вот таким образом. Каждая глава - часть сюжета и битва. А вот битва почти такая же, как и в Shining Force II. Очень мило, что персонажи изображаются на карте анимированными спрайтами. Можно объединять персонажей в пары, чтобы они сражались вдвоем. Их можно даже женить, и потом у них появятся дети.

Одна из особенностей тактических RPG - это большое количество персонажей, а в процессе продолжительных боевых сессий ко всем очень привязываешься, потому что каждый из них отдельно подробно раскрывается как личность. У игр серии Fire Emblem есть особенность: если персонаж погиб в бою, он погибает навсегда. Но к счастью, начиная с Awakening, разработчики сделали режим игры, в котором персонажи погибали только до конца главы. Интересно, сколько раз игроки перепроходили одну и ту же битву раз за разом, если теряли любимых персонажей в прошлых играх…

Начиная с Awakening, я не пропустил ни одной игры из этой серии. В ремейке Fire Emblem Gaiden, который назвали Fire Emblem Echoes: Shadows of Valentia, есть небольшой элемент исследования. Он заключается в прохождении данжей, и на манер классических JRPG, есть случайные битвы, но врагов при этом видно на локации. В последней на сей день игре Three Houses есть не то что бы исследование, в игре можно перемещаться по академии, общаться с персонажами, а ещё отыгрывать роль профессора, вести лекции, проводить чаепития… Довольно занятно, если только убрать квесты с потерянными вещами. Хочется сказать, что не смотря на порою слабые диалоги, истории в этих играх всегда эпичные, а боевая система лишь способствует этой эпичности.

Mario & Luigi и Paper Mario

Про Марио есть игры практически в любом жанре. Во времена SNES нинтендо отдала права Squaresoft, чтобы сделать JRPG, так получилась Super Mario RPG (в которую я так нормально и не поиграл). Но в последствии JRPG про Марио разделились на две серии, которые уже разрабатывались собственными студиями нинтендо. Paper Mario выходила в основном на домашних консолях, а Mario & Luigi - на портативных. Последняя меня привлекла отсуствием рэндомэнкаунтеров. Но когда я попробовал, то понял, что она круче, чем казалась на первый взгляд.

Особенность Mario & Luigi в ее боевой системе. Здесь за каждого персонажа отвечает отдельная кнопка, этой кнопкой он не только атакует, но и уворачивается. Обычно в JRPG нельзя уворачиваться, есть либо защита, где всё равно персонаж получает урон, либо ничтожный шанс уклонения. Следуя этой идее, Mario & Luigi превращается почти в ритм-игру, где важно вовремя нажимать нужную кнопку, а ведь персонажи ещё могут проводить комбинации. Обычно персонажей двое, но в Mario & Luigi: Partners in Time их может быть четверо - присоединяются малыши Марио и Луиджи, и на каждом своя кнопка. Еще в одной игре - кроссовере Mario & Luigi: Paper Jam Bros - персонажей трое, третьим становится Бумажный Марио. А ещё в русской локализации этой игры есть шутка про 146%… К сожалению студия, которая разрабатывала игры Mario & Luigi, обанкротилась. А жаль, мне эти игры очень нравились.

Paper Mario более классическая JRPG. В ней тоже нет рэндомэнкаунтеров, но битва уже не напоминает ритм-игру, хотя можно уклоняться или защищаться. Я играл только в самую первую Paper Mario на Nintendo 64 и в Paper Mario: Sticker Stars на 3DS. Первая понравилась за разнообразие персонажей, а вот вторая не очень. Она оказывалась порой слишком не понятной. Особенность этих игр в том, что находясь в бумажном мире, можно использовать предметы реального мира: ножницы, утюг и другие. Но понять в каком месте что применять - сложно, иногда предметы дублируют друг друга, что неочевидно, а иногда можно слить в бою единственный такой предмет, который эффективен совсем в другом месте.

Tokyo Mirage Sessions и Shin Megami Tensei V

Продолжаем идти по играм без рэндомэнкаунтеров. Tokyo Mirage Sessions - это кроссовер Fire Emblem и Shin Megami Tensei. Это не тактическая RPG, но в ней есть персонажи из Fire Emblem и особенности механики битвы. Сами же битвы похожи на Shin Megami Tensei. При этом сюжетно это вообще симулятор японского шоу-бизнеса с идолами, актерами и телеведущими, а главные персонади - обычные японские школьники! Мы играем в АНИМЕ! Ходим по Токио, тыкаем в телефон, общаемся и решаем проблемы своих товарищей. Красота же! Но всё это лишь ширма, за которой скрывается борьба с демонами в иной реальности, которые забирают у артистов их энергию таланта. Говорю же, аниме. Боевая система - шик. Это та серия игр, где не получится просто бить обычными ударами и выигрывать. Нужно всегда подбирать атаки, к которым у врагов будут слабости. Каждая такая атака позволит товарищам сделать дополнительную атаку, и в последствии это может выстраиваться в цепочки из ряда атак. На боссах в особенности нужно постоянно пользоваться баффами и дебаффами. Такая тактика пришлась мне по душе.

Когда вышла Shin Megami Tensei V, не мог пройти мимо, так как она напоминала Tokio Mirage Sessions. Сюжет, конечно совсем другой, как и особенности битв, но она хороша тем, что в ней много ислледования, битв и почти нет болтовни в отличии от серии игр Persona, которая сначала была спин-оффом Shin Megami Tensei, а потом обрела собственную серию. Пока не прошел ее полностью, но в нее хорошо играть порционно. Одна из особенностей - это составление команды союзников путем вербовки демонов, а затем их скрещивание в поисках оптимального состава. Этим можно увлечься надолго. И да, в Shin Megami Tensei V тоже нет рандомэнкаунтеров.

Final Fantasy XV и Final Fantasy VII

Не смотря на свою неприязнь к рэндомэнкаунтерам, я несколько раз начинал играть в шестую часть на SNES. Красота этих игр всё равно не позволяла оставаться в стороне. Но я так и не смог в нее погрузиться. Боевая система казалась очень скучной. Когда вышла Final Fantasy XV, все ругались, что это не Final Fantasy, а я был только рад, потому что игра предлагала иной взгляд на механику битвы. Это action JRPG, мы легко перемещаемся по полю битвы, легко атакуем когда хотим, и защищаемся. И да, никаких рандомэнкаутеров. Кажется, за последние несколько лет JRPG наконец начали отказываться от этого рудимента. Final Fantasy XV это отличное приключение с летней атмосферой, пикником и поездками с ветерком (и Синди).

-10

Ремейк Final Fantasy VII пошел отчасти по стопам Final Fantasy XV - боевая система почти такая же свободная. Однако, когда я поиграл в демо-версию, я всё-таки решился поиграть в оригинал. Наверное к тому времени я уже смирился с тем, что придется иметь дело с рэндомэнкаунтерами. Более того, я даже видел в них смысл. Я вышел из Мидгара, и со словами «Я прошел сюжетку ремейка Final Fantasy VII» забросил на некоторое время, обещая вернуться. К сожалению, я играл в стим версию с русификатором, и при переустановке винды сохранения потерялись. Было обидно, начинать сначала очень не хотелось, но благо, большую часть того, что там происходило я уже успел позабыть. Пока я всё ещё ее не прошел, но мне однозначно очень нравится всё, что там происходит…

Заключение

Наверное мне еще есть что сказать про другие JRPG, в частности, про Xenoblade со своим глубоким сюжетом, поражающим своей тайной мира, в котором происходит действие игры, а также про серию игр Ys, которая завораживает как своим драйвом, так и поэтичностью с красивыми девушками и загадками древних времен. Это однозначно отличные игры, которые также повлияли на моё увлечение JRPG. Да, приходится быть избирательным из-за небольшого количества времени и иногда просто хочется зарыться в лютую японщину. В конце концов, я из тех, кого анимешное клиширование только умиляет и смешит, а JRPG - это просто уютные и захватывающие истории.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц