Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Воздушный цирк" или "звено СПБ" на Черном море. Первый опыт.

26 июля 1941 года должно было стать днем применения двух экзотических видов оружия. Мы уже писали о советских "дронах-камикадзе" или в терминах того времени "катерах волнового управления".

Вот, что по этому поводу говорит "Хроника...":

-2

Атака намечалась на 6:00 - 6:30, объекты атки: боевые корабли,транспорты, плавдок. В качестве отвлекающего маневра должна была нанести удар авиация.

Атака катеров не состоялась, а, вот авиация нанесла удар. И не просто авиация.

22 июля 1941 года командующий ВВС ЧФ генерал-майор В.А. Русаков получил из Штаба ВВС ВМФ бумагу следующего содержания:
«Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Кузнецов разрешил использование звена СПБ инженера Вахмистрова.
Для технического руководства монтажом установок на самолетах ТБЗ и И-16 командирую инженера завода № 51 тов. Вахмистрова.
Помимо этого задания на тов. Вахмистрова возлагается руководство эксплуатацией звена СПБ в первое время до освоения оборудования летно-техническим составом части».

Командовал этим налетом капитан А.Шубиков. командир 2-й АЭ 32-го полка ВВС ЧФ. Описывают события обычно так:

"26 июля 1941 года в небе над румынским портом Констанца появились четыре советских истребителя И-16. Они сделали над портом пару виражей и с пикирования отбомбились по нефтехранилищу, расположенному здесь же. После проведения атаки истребители спокойно ушли в сторону Одессы – зенитчики «проснулись» только после разрыва бомб".

Насколько достоверна эта информация? "Звенья Вахмистрова" или "воздушный цирк" были и у армейцев и у флотских (по 20 единиц). Констанцу должны были атаковать флотские машины. Единственным подразделением, которое могло атаковать Констанцу "звеном", был 32-й ап ввс ЧФ. Принято писать: " В июле 1941 г. самолеты ТБ-3 имелись на вооружении 18-го транспортного отряда ВВС ЧФ, базировавшегося в Евпатории". Нет, эти самолеты здесь не при чем.

На 25.05.1941 г. 32-й ап ВВС ЧФ имел 5-эскадрильный состав, базировался на аэродромах Евпатории и Бельбек, насчитывал в своем составе 50 И-16, 31 И-153, 3 И-15, 5 ТБ-3, 87 боеготовых экипажей.

-3

2-я аэ частично являлась спецподразделением СПБ (5 ТБ-3 и 4 И-16), базировалась в Евпатории. Остальная часть 2 аэ (11 И-16) осуществляла ПВО главной базы с аэродрома Бальбек. Ее командиром был капитан Арсений Васильевич Шубиков. 3-я аэ (10 И-153) базировалась в Бальбеке, специализировалась на ночных перехватах противника. 4 и 5-я эскадрильи были учебными.

Удар наносила именно она, т.к. в следующей операции с применением "звена" участвовал именно 32-й ап ВВС ЧФ. Операция прошла почти удачно. Почему "почти?".
Два истребителя И-16 сбросили с пикирования, с 800 метров по две 250 кг бомбы на нефтехранилище, и сумели уйти от преследования. Вторая пара со второго ТБ-3, несмотря на огонь зенитной артиллерии тоже отбомбилась без потерь, но не очень удачно,бомбы в док не попали. В ходе самой операции потерь не было. Но по возвращению в Одессу один И-16 скапотировал и разбился (пилот остался жив).

Меньше повезло летающим лодкам МБР-2 из 119-го морского разведывательного авиаполка, которые дежурили в этом районе для спасения экипажей И-16 (на случай, если кого-то собьют). Противник сбил один МБР 1-й эскадрильи полка (экипаж л-та Столярова)

-4

Но, в принципе, эту операцию можно считать вполне успешной. Гораздо интереснее ситуация со второй операцией (но об этом, в следующий раз)