26 июля 1941 года должно было стать днем применения двух экзотических видов оружия. Мы уже писали о советских "дронах-камикадзе" или в терминах того времени "катерах волнового управления".
Вот, что по этому поводу говорит "Хроника...":
Атака намечалась на 6:00 - 6:30, объекты атки: боевые корабли,транспорты, плавдок. В качестве отвлекающего маневра должна была нанести удар авиация.
Атака катеров не состоялась, а, вот авиация нанесла удар. И не просто авиация.
22 июля 1941 года командующий ВВС ЧФ генерал-майор В.А. Русаков получил из Штаба ВВС ВМФ бумагу следующего содержания:
«Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Кузнецов разрешил использование звена СПБ инженера Вахмистрова.
Для технического руководства монтажом установок на самолетах ТБЗ и И-16 командирую инженера завода № 51 тов. Вахмистрова.
Помимо этого задания на тов. Вахмистрова возлагается руководство эксплуатацией звена СПБ в первое время до освоения оборудования летно-техническим составом части».
Командовал этим налетом капитан А.Шубиков. командир 2-й АЭ 32-го полка ВВС ЧФ. Описывают события обычно так:
"26 июля 1941 года в небе над румынским портом Констанца появились четыре советских истребителя И-16. Они сделали над портом пару виражей и с пикирования отбомбились по нефтехранилищу, расположенному здесь же. После проведения атаки истребители спокойно ушли в сторону Одессы – зенитчики «проснулись» только после разрыва бомб".
Насколько достоверна эта информация? "Звенья Вахмистрова" или "воздушный цирк" были и у армейцев и у флотских (по 20 единиц). Констанцу должны были атаковать флотские машины. Единственным подразделением, которое могло атаковать Констанцу "звеном", был 32-й ап ввс ЧФ. Принято писать: " В июле 1941 г. самолеты ТБ-3 имелись на вооружении 18-го транспортного отряда ВВС ЧФ, базировавшегося в Евпатории". Нет, эти самолеты здесь не при чем.
На 25.05.1941 г. 32-й ап ВВС ЧФ имел 5-эскадрильный состав, базировался на аэродромах Евпатории и Бельбек, насчитывал в своем составе 50 И-16, 31 И-153, 3 И-15, 5 ТБ-3, 87 боеготовых экипажей.
2-я аэ частично являлась спецподразделением СПБ (5 ТБ-3 и 4 И-16), базировалась в Евпатории. Остальная часть 2 аэ (11 И-16) осуществляла ПВО главной базы с аэродрома Бальбек. Ее командиром был капитан Арсений Васильевич Шубиков. 3-я аэ (10 И-153) базировалась в Бальбеке, специализировалась на ночных перехватах противника. 4 и 5-я эскадрильи были учебными.
Удар наносила именно она, т.к. в следующей операции с применением "звена" участвовал именно 32-й ап ВВС ЧФ. Операция прошла почти удачно. Почему "почти?".
Два истребителя И-16 сбросили с пикирования, с 800 метров по две 250 кг бомбы на нефтехранилище, и сумели уйти от преследования. Вторая пара со второго ТБ-3, несмотря на огонь зенитной артиллерии тоже отбомбилась без потерь, но не очень удачно,бомбы в док не попали. В ходе самой операции потерь не было. Но по возвращению в Одессу один И-16 скапотировал и разбился (пилот остался жив).
Меньше повезло летающим лодкам МБР-2 из 119-го морского разведывательного авиаполка, которые дежурили в этом районе для спасения экипажей И-16 (на случай, если кого-то собьют). Противник сбил один МБР 1-й эскадрильи полка (экипаж л-та Столярова)
Но, в принципе, эту операцию можно считать вполне успешной. Гораздо интереснее ситуация со второй операцией (но об этом, в следующий раз)