Королева правила страной на протяжении семи десятилетий. Мы размышляем о том, какое место книги занимали в её вдохновляющей жизни — и как она, в свою очередь, повлияла на них.
Ввиду печального ухода из жизни Её Величества королевы Елизаветы II невозможно не задуматься о том влиянии, что она оказала на нацию, которой правила с невероятной и упорной самоотдачей на протяжении 70 лет. Как монарх, чья жизнь была задокументирована с самого рождения, её роль в британской культуре сложно переоценить.
Часть её наследия сохранена в литературе. Помимо того, что она на десятилетия захватила воображение публики и национальное самосознание, королева также появилась во многих книгах и историях: как на страницах знаковых документальных романов, так и в детских сказках на ночь.
Ребёнком королева обучалась на дому, а подростком её иногда фотографировали за чтением, в то время как рядом её младшая сестра Маргарет играла с семейным любимцем, собакой породы корги. Как и многие её ровесники, королева росла при постоянной военной угрозе, и книги, как и учёба, отвлекали от неопределённости, царящей за пределами дворца: на случайном снимке короля Георга VI, датированном 1942 годом, видно, как позади него Королева читает. По словам одной из её гувернанток, больше всего Елизавете нравилось рисование и истории про животных. Чаще всего она обращалась к Moorland Mousie («Мауси с вересковой пустоши»), сборнику рассказов 1929 года про пони из Эксмура, родившегося в диком табуне и позже прирученного.
Любовь к чтению она передала своим детям: личное фото, сделанное Энтони Армстронг-Джонсом в 1957 году через несколько лет после начала правления Королевы, запечатлело, как она с удовольствием показывает книгу с картинками своей дочери, принцессе Анне.
Роль королевы означала, что ей приходилось иметь дело и с более серьезным материалом: каждое утро «Чемодан» — красный чемодан с парламентскими брифингами и секретными документами — оказывался на её столе, в какой бы части света она в тот момент не находилась. Прочтение содержимого чемодана было одной из её государственных обязанностей.
Как и многие из нас, Королева любила отдыхать и расслабляться за чтением. Её детский восторг в отношении историй про лошадей никуда не исчез; в 2007 году, один из придворных даже сострил, что если книга «не про лошадей или скачки, то ей она не интересна». Большая поклонница лошадиных скачек, чьей хобби было также разведение лошадей, Королева узнавала новости из мира конного спорта, читая газету «The Racing Post» («Новости скачек»). Дик Фрэнсис, британский жокей, не только выступал на королевских лошадях, но по выходу на пенсию также стал писателем. Королева и Королева-мать были такими большими его поклонницами, что он отправлял им домой первые, ещё не опубликованные, экземпляры своих новых романов.
Королева также отдавала предпочтение детективным романам. Филлис Дороти Джеймс, плодовитая писательница-романистка и создательница вымышленного инспектора полиции, а также поэта, Адама Дэлглиша, была одной из любимых писательниц королевы.
В 2021 году автор Си Джей Беннет пошла дальше в своём детективном романе Виндзорский узел , в котором представила альтернативные события в год, когда Королева праздновала своё 90-летие. Беннет воспользовалась возможностью и отметила, что монаршая особа в её книге «читала все романы Дика Фрэнсиса».
Любопытство по поводу того, как королева проводила свободное время, нередко ложилось в основу художественных романов. Алан Беннетт составил свой образ Королевы в Непростом читателе , короткой повести, изначально опубликованной в журнале «The London Review of Books» («Лондонское книжное обозрение»), и в которой вымышленная королева увлекается чтением книг, посетив передвижную библиотеку. Согласно Беннетт, её королеву не впечатлило сдержанное повествование Айви Комптон-Бёрнетт о зажиточных семьях Викторианской эпохи, но она всегда ценила творчество Нэнси Митфорд .
Changing Guard at Buckingha...
Но, пожалуй, самые примечательные изображения Королевы и жизни при дворе можно обнаружить в детской литературе. Создатель Винни-Пуха Алан Милн описал процесс смены почётного караула в своей поэме Букингемский дворец , впервые опубликованной в 1924 году — велика вероятность, что и юная принцесса Елизавета Йоркская её тоже прочла.
Роальд Даль написал про королеву в «Большом и Добром Великане», когда главная героиня книги Софи и ей высоченный друг БДВ, или Большой и Добрый Великан, попадают во дворец, пытаясь помешать другим менее дружелюбным великанам съесть детей. Убедив королеву в том, что великаны действительно существуют, Софи удивляется, что королева не вскрикнула от шока. «Королевы для этого слишком хорошо воспитаны», отвечает она, хитро подмигивая — редкость для неё, всё время сдержанной на публике.
Но в подобном поддержании публичного образа был и элемент веселья: например, Королева принимала участие в съёмках юмористических сценок по случаю национальных праздненств. Так, во время проведения Церемонии Открытия Олимпийский Игр 2012 года миллионы зрителей поразились, увидев королеву вместе с Дэниелом Крейгом, который в образе Джеймса Бонда прибыл с ней на вертолёте на Олимпийский Стадион. В одно из её последних подобных мероприятий, по случаю своего платинового юбилея, королева во дворце развлекала за чаем анимированного медведя Паддингтона. Добродушный (но неуклюжий) мишка пьёт чай прямо из чайника и расплёскивает сливки на стол, однако сглаживает эти проступки бутербродом с джемом.
Королева превосходно ему подыграла, направляя добросердечного мишку — и зрителей у экранов — как делала это так ловко со всей страной на протяжении своей жизни на престоле.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник: Remembering Queen Elizabeth II’s life in books
#королева елизавета 2 #елизавета 2 #литература