Вот что писал 11 лет назад, 20 октября 2011 года:
«Один из архитекторов реформ грузинской экономики — российско-грузинский олигарх Каха Бендукидзе — заявил в интервью «Новой газете», что оппозиция в Грузии недовольна призывами властей «сотрудничать с полицией". Он пояснил: «Потому что в Советском Союзе была двойная мораль: я понимаю, что этот человек ворует, но никому не скажу, потому что доносительство — грех. Новая модель строится на том, что, когда люди видят преступление, они сразу сообщают полиции, потому что преступник нарушает тот закон, по которому они хотят жить. Грузия уходит от советской ментальности, и хранители, так сказать, духовных ценностей недовольны».
Ну вот, наконец-то. Гг. рыночные реформаторы уже все уши нам прожужжали своими призывами «преодолеть советскую ментальность», ещё шире — «сломать русскую матрицу» и т.д., но до сих пор невозможно было уразуметь: что же, собственно, предлагается преодолеть и сломать. И вот — свершилось! Теперь окончательно ясно, что именно в «советской ментальности» (она же «русская матрица») не устраивало её противников. Зло названо своим именем — нелюбовь к доносительству!
Вот, оказывается, где была спрятана заветная иголка проклятого советско-русского Кощея! Зато нынче всё ясно — накатал на соседа донос в налоговую — и всё, ты уже не «совок». Освободился от «советской ментальности», а заодно и «русскую матрицу» (она же «грузинская») — «хрусть, пополам!» — об колено сломал, как Кощееву иглу.
В общем, как верблюду не дано пройти в игольное ушко, так и «совку» невозможно войти в рыночный рай, не впитав в себя, в каждую клетку тела, любовь и преданность к полиции, не слившись с нею безоговорочно, не став на 100% убежденным «стукачом» и «доносчиком». Не «сотрудничая с полицией» по всякому поводу. Не будучи человеком, рука которого рефлекторно набирает номер полиции при виде любого самомалейшего нарушения закона. Сосед поставил машину на газон? Звонок в дорожную полицию. Коллега курит в неположенном месте? Сообщаю по начальству. И так далее, и так далее — по всем пунктам.
Правда, не совсем понятно, что же гг. реформаторы два десятка лет таинственно молчали об этом великом секрете окончательной победы над «совком». И даже более того — ритуально проклинали «совков» за их склонность к доносительству. Только вспомнить — сколько тонн желчи и яду было вылито в годы перестройки на могилу бедного Павлика Морозова за его «донос на отца»! (Кстати, дело-то против Морозова-старшего было именно о коррупции — будучи председателем сельсовета, он за взятки справлял всем желающим липовые документы).
И только теперь выяснилось: если «совки» и доносили, то мало, мало! А главный порок «совков» заключался отнюдь не в том, что они доносили, а в том, что они это делали недостаточно. Для свободного рыночного общества — совершенно недостаточно! На самом деле у них, подлецов, была «двойная мораль», и донос втайне осуждался.
(То же, кстати, было и до революции 1917 года — достаточно вспомнить откровенный рассказ Ф.М. Достоевского — отнюдь не революционера по взглядам:
— Представьте себе, — говорил он Суворину, согласно воспоминаниям последнего, — что мы с вами стоим у окон магазина Дациаро и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждёт и всё оглядывается. Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завёл машину». Мы это слышим. Представьте себе, что мы это слышим, что люди эти так возбуждены, что не соразмеряют обстоятельства и своего голоса. Как бы мы с вами поступили? Пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтоб он арестовал этих людей? Вы пошли бы?
— Нет, не пошёл бы, — отвечал Суворин (тоже, мягко говоря, не сторонник революции).
— И я бы не пошёл. Почему?... Я вот об этом думал до вашего прихода, набивая папиросы. Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это сделать. Причины основательные, солидные, и затем обдумывал причины, которые мне не позволили бы это сделать. Эти причины прямо ничтожные. Просто боязнь прослыть доносчиком...»
Вот она, злодейская «русская матрица» как она есть, в чистом виде! Ну не желают эти упрямые русско-советские, а также грузинско-советские, признавать донос доблестью и даже просто добродетелью, хоть ты им кол осиновый на голове затеши!).
Наверное, гг. реформаторы ждали, пока вырастет «первое свободное поколение», чтобы поведать ему эту свою Главную Буржуинскую тайну — как преодолеть «советскую ментальность» и сломать зловредную русскую (она же грузинская и т.д.) «матрицу». Зато теперь представители «первого свободного поколения», родившегося и выросшего после крушения СССР, всё-всё напишут куда следует! Выложат как на духу! Куда там до них бедному Павлику!..
Только бы не получилось, как в недавнем анекдоте:
«Депутаты Госдумы решили обязать россиян доносить на родственников.
— Алло, это прокуратура?
— Да, я вас слушаю.
— А мой папа на взятку купил «Бентли».
— Люся, это ты?
— Папа?!..»