Найти тему
Remont1969

Раритеты Первой мировой. 38-cm-Belagerungshaubitze M.16. Осадная мобильная система Первой мировой

Мобильная артиллерийская система 38-cm AutoHaubitze M16 в Военном-музее Вены. (фотографий много, листайте карусели)

Гаубица 38cm Autohaubice M 16 в боевом положении: Вена, Австрия: Vienne - Heeresgeschichtliches Museum, фото: 2012
Гаубица 38cm Autohaubice M 16 в боевом положении: Вена, Австрия: Vienne - Heeresgeschichtliches Museum, фото: 2012
Военный музей в Вене - Heeresgeschichtliches Museum - рассказывает о военной истории сначала Священной Римской империи германской на́ции (Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae), а с 1806 года Австрйиской (Kaisertum Österreich) а затем и Австро-венгерской империи и Австрии вплоть с 15 века до конца второй мировой войны. Экспозиция, посвящённая Первой мировой, которая была обновлена к 100-летие начала этого конфликта, возможно одна из лучших в мире, ну а из тех, которые видел сам и которые можно посмотреть даже сейчас точно лучшая. Самым большим экспонатом является 380-мм осадная гаубицы Шкода - 38-cm-Belagerungshaubitze M.16.

История новых пушек Шкоды началась в 1915 году, когда директор Шкодовских заводов в Пльзене осмотрел бельгийские форты после их обстрела гаубицами Skoda 30,5 см M11 летом 1914 года. была поставлена задача спроектировать и построить высокомобильную артиллерийскую систему максимально возможного калибра с дальностью стрельбы 15 км.

38-cm-Belagerungshaubitze M.16/38-cm AutoHaubitze M16
Страна: Австро-Венгерская империя

Производитель: Skoda/Austro Daimler

Год производства: 1914-1917

Кол-во выпущенных: 12

Масса орудия в боевом положении : 81 700 кг

Расчет: 27 человек

Длина ствола: 6480 мм

Калибр 380-мм

Начальная скорость: 425 м/сек

Масса снаряда: 740 кг

Максимальная дальность: 15000 м

Скорострельность: 12 выстрелов в час.

Масса специального прицепа 15366 кг, длина 9015 мм, колесная формула 8х4

Артиллерийская система 38-cm AutoHaubitze M16 отличалась от прочих систем, например германских или французских тем, что проектировалась сразу как возимый комплекс из орудия, фундамента, повозок для перевозки и тягачей. Артиллерийской частью занимался основной поставщик армии кайзера Шкода из Пльзеня (Akciová společnost, dříve Škodovy závody, se sídlem v Plzni), а за транспортную часть отвечал Австро-Даймлер (Oesterreichische Daimler-Motoren-Commanditgesellschaft Bierenz Fischer u. Co) и его главный конструктор Фердинанд Порше. Гаубицы были испытаны весной 1916 года, а уже в мае успешно применялись на итальянском фронте во время наступления возле Роверето. Всего Шкода построила 11 гаубиц и 1 240-мм тяжёлую пушку. Как и их предшественницу - 30,5-см мортиру, орудия сразу планировалось перемещать только моторным способом на четырех специализированных прицепах.

-3

При создании системы Фердинанда Порше, наконец применил свою любимую тему - моторногенераторная машина в качестве тягача и электропривод на колеса и тягача и прицепов. В качестве тягача и электрогенератора использовался тягач M.16 , который был модернизированным тягачем от B-zug. Вся система в транспортном состоянии размещалась на четырех прицепах. Каждый прицеп представлял из себя две двухосные тележки, на которые устанавливался в зависимости от типа прицепа - одна их двухчастей основания, ствол или лафет. Она из двух осей каждой тележки была приводной с 11 кВт двигателя на колесе. Если писать общую колесную формула этого автопоезда получилось бы 4х2+8х4. К каждому прицепу предполагалось по одному тягачу

38-cm-Belagerungshaubitze M.16 в музее Heeresgeschichtliches Museum в Вене экспонировалась и до реконструкции зала Первой мировой, но металлическое основание находилось на уровне пола. В 2014-м году для того, что бы добавить экспозиционные площади уровень пола был опущен и гаубица стала видна полностью. Металлическое основание при установке полностью заглублялось в грунт и на нее устанавливалась универсальная станина, которая может использоваться и для 240-мм пушки и для 380-мм гаубицы. .

Осадная гаубица экспонируется в полностью готовом боевом положении. Новый снаряд уже подается, затвор открыт, следующий снаряд лежит на снарядной тележке. Гаубица очень удачно расположена в центре зала и её можно хорошо рассмотреть со всех трёх уровней экспозиции, в том числое и подойти к месту наводчика.

38-cm-Belagerungshaubitze M.16 в в музее Heeresgeschichtliches Museum в Вене наверно одно из лучших экспонируемых тяжёлых осадных орудий в мировых музеях. К сожалению не сохранилось ни одного тягача Порше, но ствольные тележки и тележки для перевозки станины и оснований сохранились в Румынии в музее в Бухаресте (Roumanie, Bucarest - Musée militaire Ferdinand 1er), там же хранится ствол и станина на тележках ещё более крупной 420 мм системы - 42cm M 16 AutoHaubitze.

Об артиллерийской системе 38-cm-Belagerungshaubitze M.16 можно почитать здесь:

Тягачи от Порше. Часть 09. Austro-Daimler Artillerie Generatorwagen М.16. (С-zug). 38-cm AutoHaubitze M16.

Другие материалы о музеях и экспонатах, связанных с Первой мировой можно посмотреть здесь:

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Оружие
2735 интересуются