Многие обманывают в настольных играх. Но мало кто из мошенников может сравниться с аферой Джерома П. Джейкобсона «Монополия», которая заработала более 24 миллионов долларов — и это в реальных деньгах.
Это история настолько насыщенна интересными поворотами, что фильм об этом мошенничестве уже находится в разработке, с Беном Аффлеком, назначенным режиссером, и Мэттом Деймоном, прикрепленным к главной роли. Схема также является предметом нового документального сериала HBO «Мак миллионы».
Как работала афера?
Джейкобсон, также известный как «дядя Джерри», когда-то был директором по безопасности в компании Simon Marketing. В 1990-х годах Саймон изготавливал игровые элементы, которые использовались в рекламных конкурсах McDonald’s, в том числе в играх «Монополия» и «Кто хочет стать миллионером», где клиенты могли выиграть до 1 миллиона долларов в виде призов, просто покупая такие предметы, как картофель фри или газировку.
Работа Джейкобсона заключалась в том, чтобы присматривать за игровыми элементами для рекламных мероприятий McDonald’s, следить за тем, чтобы ни один из сотрудников не присвоил себе какие-либо призы.
Защита игровых фигур часто означала, что Джейкобсон должен был лично носить их в футляре, закрытом защитной пломбой. Он отвозил наклейки в упаковочные центры по всей стране, где сам наклеивал их на коробки из-под картофеля фри и стаканчики с газировкой, направляемые в места McDonald’s.
Несмотря на то, что он был главой службы безопасности, Джейкобсон также находился под постоянным наблюдением независимого аудитора. Она следовала за Джейкобсоном везде, где он носил игровые фишки, дважды проверяя, чтобы выигрышные игровые фишки McDonald’s никогда не покидали своего защищенного от несанкционированного доступа футляра.
В конце 1980-х и начале 1990-х компания McDonald’s проводила несколько рекламных акций «Монополия», но в 1995 году гигант фаст-фуда увеличил ставки, и призы выросли с тысяч долларов до главного приза в 1 миллион долларов. Для Джейкобсона, который зарабатывал около 70 000 долларов в год, искушение стало слишком сильным. По словам федеральных чиновников, именно тогда многомиллионная схема Джейкобсона заработала всерьез.
Примерно в то же время иностранный поставщик, ответственный за отправку Саймону защитных печатей, по ошибке отправил целую упаковку печатей непосредственно Джекобсону. Джейкобсон научился открывать и запечатывать пакеты с выигрышными игровыми фишками McDonald’s, заменяя сорванные печати, новыми.
Чтобы открыть эти пакеты так, чтобы одитор не заметил, Джейкобсону пришлось прокрасться в единственное место, куда женщина-одитор не могла за ним последовать: в мужской туалет. В туалетных кабинках аэропорта по пути в упаковочные центры McDonald’s Джейкобсон открывал запечатанные пакеты с выигрышными игровыми фигурами, бросал их себе в карман и заменял их обычными, не выигрышными наклейками, а затем снова запечатывал пакет своим запасом печатей.
Однако, как только у него появился запас выигрышных игровых фигур, Джейкобсону нужно было найти несколько «победителей». Поскольку он сам не мог сам претендовать на какие-либо призы, он использовал друзей и семью для вербовки людей, которые платили Джейкобсону и его сети вербовщиков десятки тысяч долларов вперед, чтобы получить выигрышные игровые предметы на сотни тысяч долларов вплоть до главного приза в 1 миллион долларов.
В том же году Джейкобсон отдал своему мяснику один игровой предмет стоимостью 200 000 долларов в обмен на 45 000 долларов наличными. Согласно The Daily Beast, в 1998 году Джейкобсон вовлек в схему своего племянника с тем же предложением (игровая фишка на 200 000 долларов за 45 000 долларов авансом).
В какой-то момент Джейкобсон даже анонимно отправил по почте игровую фигурку на 1 миллион долларов в виде пожертвований в Детскую исследовательскую больницу Св. Джуда в Теннесси. Таинственное пожертвование попало в национальные новости в то время, хотя источник, близкий к Джейкобсону, позже сказал, что он отправил выигрышную наклейку в надежде, что доброе дело может обеспечить ему более мягкий приговор, если его когда-нибудь поймают.
Он повторял эту аферу на протяжении 1990-х годов. Он продавал игровые фишки членам своего клуба любителей классических автомобилей, человеку, с которым познакомился в аэропорту Атланты, а также игроку и бывшему заключенному из Флориды по имени Эндрю Гломб.
Помимо авансовых платежей наличными, единственным камнем преткновения для любой из этих транзакций было то, что Джейкобсон настаивал на том, чтобы его партнеры не требовали выигрыша сами, а передавали выигрышные игровые фишки людям в других штатах, чтобы не вызывать подозрений.
Как он попался?
Несмотря на попытки Джейкобсона дистанцироваться от людей, которые в конечном итоге забирали выигрыш, федеральные власти в конце концов заметили преобладание победителей McDonald’s, чьи постоянные места жительства были сосредоточены в Джорджии (где жил Джейкобсон) и Флориде (где он ранее работал офицером полиции).
В марте 2000 года ФБР получило наводку на Уильяма Фишера, выигравшего 1 миллион долларов в 1996 году. Фишер был тестем человека, которого Джейкобсон встретил в аэропорту Атланты. Несмотря на то, что Фишер поехал в Нью-Гэмпшир, чтобы получить свой приз, федеральные власти, работающие с McDonald’s, легко обнаружили, что он живет в Джексонвилле, штат Флорида. Это было рядом с группой других крупных победителей, включая одну семью, которая получила три отдельных приза по 1 миллиону долларов плюс спортивный автомобиль Dodge Viper, согласно The Daily Beast. (Согласно судебным документам, Фишера в конечном итоге приговорили примерно к трем годам условно и выплате компенсации в размере 300 000 долларов.)
Когда McDonald’s запустил еще одну рекламную игру в 2001 году, ФБР было готово прослушать телефонные разговоры недавних подозрительных победителей, а также Джейкобсона, который был естественным подозреваемым, поскольку глава службы безопасности жил рядом с одним из кластеров победителей.
ФБР арестовало Джейкобсона и семерых сообщников в августе 2001 года, обвинив их всех в заговоре с целью совершения мошенничества на сумму в общей сложности более 24 миллионов долларов наличными и призами.
«Эта мошенническая схема лишала клиентов McDonald’s справедливых и равных шансов на победу», — заявил тогдашний генеральный прокурор США Джон Эшкрофт на пресс-конференции, посвященной арестам. ФБР продолжало собирать воедино огромную сеть сообщников Джейкобсона, и в итоге более 50 человек были осуждены за мошенничество.
Джейкобсон, которому на момент ареста было 58 лет, позже был приговорен в 2003 году к 37 месяцам тюремного заключения и выплате более 12,5 миллионов долларов в качестве компенсации. Гломб и трое других самых плодовитых вербовщиков Джейкобсона, включая его племянника Марка Шварца, были приговорены чуть более чем к году тюремного заключения каждый.
Хотя правительство так и не раскрыло, сколько именно денег Джейкобсон получил от этой схемы, он, как сообщается, сказал во время суда, что украл до 60 выигрышных игровых элементов и обычно брал от 45 000 до 50 000 долларов за наклейку. При такой ставке он легко мог бы заработать более 3 миллионов долларов.
Аресты вызвали своего рода общественную реакцию на рекламные игры McDonald’s, как только миллионы клиентов ресторана поняли, что схема Джейкобсона гарантировала, что игры почти не приносили законных победителей на протяжении большей части десятилетия. Чтобы компенсировать предыдущую серию испорченных игр, McDonald’s объявил о специальной раздаче мгновенной денежной суммы в размере 10 миллионов долларов, при этом общая сумма была разделена между 55 различными победителями, выбранными случайным образом.
McDonald’s также немедленно разорвал отношения с Simon Marketing, и две компании подали в суд друг на друга за нарушение контракта (в конечном итоге McDonald’s урегулировал вопрос во внесудебном порядке, заплатив Simon Marketing 16,6 миллиона долларов). Не сумев оправиться от последствий скандала, Simon Marketing была ликвидирована в 2002 году.