Вселенная DC обрастала землями. Нет, даже не так. Вселенная DC обрастала Землями. Именно с большой буквы, ведь любое отступление от канона мгновенно порождало новую вселенную. И так, казалось бы, до бесконечности. Но то, что удобно автору, не всегда удобно читателю. Увы, эту незамысловатую истину забывают довольно часто. Как результат — разухабистая вакханалия и иссякание притока новых покупателей книжек с картинками. Ещё бы, пойди разберись во взаимоотношениях Флэшей разных миров или пойми, почему вдруг Лекс Лютор начал сеять доброе и вечное вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями. И тогда Марв Вулфмен решился на смелый шаг. Он устроил кризис на Бесконечных Землях, результатом которого стало слияние известных миров и полная ревизия общей истории Вселенной DC. На какое-то время мироустройство стало проще.
Вот только страсть авторов к размножению сущностей сверх меры не так-то просто загасить. Бесконечность сменилась определённым числом — «52», а значит, в череде Земель вновь появились вселенные со знакомыми названиями. Правда, теперь «Земля-1» докризисного периода не имела ничего общего с аналогом инициативы New 52. И если раньше это была основная сцена, на которой разыгрывались главные сюжеты Мультивселенной, в новых реалиях Земля-1 приобрела черты альтернативной вселенной, максимально приближенной к окружающему нас миру. Конечно, обязательное для героических комиксов трико никуда не делось, пусть и получилось в этот раз не таким ярким, но вот сами герои и злодеи в процессе переосмысления потеряли заветную приписку «супер» (за исключением разве что Супермена, но тогда это был бы совсем другой персонаж) и начали действовать в соответствии с простой приземлённой логикой. А значит, читателю стало проще сопереживать борцам с преступностью: когда Бэтмен пропускает очередной удар, мы чувствуем его боль. И это так не похоже на те ощущения, что дарил нам Фрэнк Миллер с его «Годом первым».
В самом деле, говоря о серии «Бэтмен. Земля-1», которую пишет Джефф Джонс, нельзя не упомянуть ставшую уже классической историю Миллера. Ведь в этом сюжете также рассказывается о становлении главного защитника Готэма. Он пока неопытен, у него нет плана на случай отсутствия плана, его враги имеют ощутимое превосходство в численной силе, а друзей, которым можно было бы довериться, практически нет. Сам же город давно захлёбывается в мутном потоке преступности. Страх и отчаяние давно стали неизменными спутниками его обитателей. Полиция и власть давно прогнили, переплетясь с мафиозными кланами, и погрязли в коррупции. Атмосфера нуара настолько густая, что её можно спокойно черпать фетровой шляпой. И потому этому городу нужен герой, и неважно, заслужил его Готэм или нет. Именно таким героем должен стать молодой Брюс Уэйн, потерявший родителей во время будничного для этого места ограбления.
Собственно, на этом всё сходство и заканчивается. Если Брюс Миллера по своей сути боец, только примеряющий маску, то Брюс Джонса скорее простой человек, нацепивший карнавальный костюм. Он хочет помочь своему городу, но ещё не готов к бесконечным сражениям. Осознание того, что между желанием и возможностью лежит долгий тернистый путь, приходит не сразу. При этом Бэтмену практически сразу противостоят не обычные шестёрки мафиозных семей, а священные монстры пантеона DC типа Загадочника. А Загадочник с Земли-1 имеет мало общего со щеголеватым франтом, тешащим самолюбие заковыристыми вопросами. Из чудаковатого трикстера, развлекающегося игрой в загадки, он превращается в хладнокровного убийцу с явно выраженной патологией. И если по правилам игры ему нужно будет принести кого-нибудь в жертву, он не раздумывая это сделает. А здешний Бэтмен мало того, что не лучший боец, так ещё и детектив никудышный. И помощь Джима Гордона ему пришлась бы как нельзя кстати. Но расположение Гордона ещё нужно завоевать. Проведя долгое время в разлагающейся среде полицейского департамента Готэма, он перестал сопротивляться злу, предпочтя просто тихо плыть по течению. И для того, чтобы вернуть его в строй, нужно что-то большее, нежели ряженый мститель, клеящий значок летучей мыши на телефон.
Именно работа со знакомыми образами делает историю Джонса такой примечательной. Без неё мы бы получили очередной пересказ становления Тёмного рыцаря, пусть и слегка осовремененный. Джонс копирует общие черты, при этом порою переиначивая всю суть персонажа и представляя его в совсем ином свете. Так бессменный дворецкий Уэйнов Альфред Пенниуорт обзавёлся военным прошлым. А не расстающийся в основной вселенной с бутылкой Хави Булок на Земле-1 становится улыбающимся оптимистом, верящим в силу правосудия. Правда, первое же задание сильно ломает его психику, но этого оказывается достаточно, чтобы напомнить Джиму Гордону основное предназначение полицейского. Не менее интересны метаморфозы и близнецов Дент. И Джонс отчаянно пытается доказать, что роль Двуликого может сыграть не только привычный нам Харви.
Впрочем, в этом кроется главный минус «Земли-1». Вселенная DC богата на колоритных персонажей. И сталкиваясь с новыми биографиями, читатель вполне естественно желает узнать о других героях. Убийца Крок, Загадочник, Пингвин, Женщина-кошка, Двуликий — этого до обидного мало. Джонс не торопится раскрывать все карты, томя нас весьма продолжительным ожиданием. Между второй и третьей книгой прошло более пяти лет, и при таких темпах ждать Джокера мы будем достаточно долго (благо намёки на его появление уже есть), не говоря уже о злодеях типа Мистера Фриза или Ядовитого Плюща. Для того, чтобы вписать их фантастические возможности в нашу объективную реальность, понадобится изрядная доля фантазии, и было бы весьма интересно посмотреть, как Джонс справится с этой задачей.
Для кого же предназначена «Земля-1»? Ответ однозначен — для читателей со стажем. Конечно, сейчас трудно представить себе человека, который не был бы знаком с Тёмным Рыцарем хотя бы на уровне кинематографа, но знание «оригинальных» героев добавляет объёма истории Джонса. Он неспешно приводит образы к привычному канону, заставляя задуматься о причинах и следствиях. Он показывает, как гаснет оптимизм, заставляя вчерашнего балагура искать забвения на дне бутылки. Рассказывает, как вновь зарождается вера в добро в сердце разочарованного и уставшего от своей работы копа. Готэм под пером Джонса принимает новые черты, такие знакомые и близкие и в то же время такие новые и неизведанные. По этому городу интересно ходить, держась за память о старом Готэме. Том самом, что остался в комиксном мире, ведь перед нами его реалистичная копия.
Первые две книги о Бэтмене с Земли-1 были выпущены издательством «Азбука» в далёком 2015 году. Естественно, сегодня их уже не достать даже на барахолках, поэтому к выходу третьего тома издательство решило переиздать начало истории. Правда, теперь оба тома собраны под одной обложкой, что, пожалуй, даже лучше, поскольку экономит изрядное количество дензнаков новым покупателям. А они явно будут, ведь история Джонса о Бэтмене не из тех, что стоит пропускать.
Константин Большаков, ComicsBoom!
Специально для магазина 1С Интерес.