Найти в Дзене

Как воспитать в ребенке желание учиться в школе?

Желание пойти в школу и желание учиться это одно и то же? Мы уже выяснили, что у дошкольника первоначально появляется желание пойти в школу. Начало смотрите здесь:

Определяем мотивацию детей дошкольного возраста к обучению в школе. Тест 3 «Выбери школу»
Всё о дошколятах и не только31 октября 2022

Читайте дальше, и вы узнаете, как двигаться вперед и воспитать в ребенке желание учиться.

Когда я задаю дошкольникам вопрос: «Зачем дети ходят в школу?», они быстро находят ответ: чтобы научиться читать, писать и считать, выучить таблицу умножения, ездить на экскурсии, все ходят в школу и мы должны. Эти высказывания говорят о том, что в большинстве случаев, дети понимают, что в школу идут за знаниями и умениями, за общением с одноклассниками.

«А какие школьные предметы изучают в школе? Кто знает?» - спрашиваю я дальше. И дети с удовольствием перечисляют названия школьных предметов, особенно активно те ребята, у которых есть старшие братья или сестры.

Задаю следующий вопрос: «А зачем человеку нужно уметь читать, писать, считать, знать химию, биологию, географию?»

И вот здесь предположений у дошкольников становится меньше, и, как правило, они не отражают сущности вопроса. Это происходит, потому что им не хватает жизненного опыта, а думать на далекую перспективу они еще не умеют.

Взрослые чаще всего пытаются донести до дошкольников, что учиться надо, чтобы не стать дворником, чтобы получить профессию и хорошо зарабатывать. Очень редко, но такой ответ можно услышать от детей, посещающих детский сад.

Проблема в том, что дошкольник не может в силу своего возраста осознать данный факт и проверить, так как интересует его ближайшая перспектива. А что он может легко осознать и принять?

Ребенок спрашивает, можно ли купить вот такой лимонад
Ребенок спрашивает, можно ли купить вот такой лимонад

Предлагаю ребятам разобрать ситуацию: «Представьте себе, что мама попросила вас купить в магазине хлеб и молоко. Что вы должны знать и уметь?»

И вот здесь-то для дошкольников все понятно. Они наперебой говорят, что знают, где лежит хлеб в магазине, какой хлеб любит папа, а какой хлеб покупает бабушка. Молоко надо брать в пластиковой бутылке, потому что ее потом можно сдать на переработку или сделать поделку в детский сад. Чувствуете жизненный опыт детей?

«А причем тут школа?» - опять я пытаюсь их заставить соединить одно с другим.

И один мальчик говорит: «Я однажды хотел купить мороженое. А мне денег не хватило!».

«Ура! Вот здесь-то и нужна математика!» - торжественно восклицаю я.

А ваш ребенок может купить в магазине что-то самостоятельно? Если готовитесь к школе, то можно уже пробовать!

Если вы хоть раз делали ремонт, то знаете, что перед покупкой материалов в магазине, необходимо рассчитать, сколько потребуется рулонов обоев, мешков цемента, коробок с керамической плиткой. А ребенок знает об этом? Проверьте.

Предлагаю дальше ребятам порассуждать. «Вы любите путешествовать?». И этот вопрос рождает массу воспоминаний, переносит нас на берега морей, в ближайший лес, в горы и пещеры.

На колесе обозрения в Нижнем Новгороде
На колесе обозрения в Нижнем Новгороде

«Представьте себе, что вы решили отправиться в Тайланд. Что вы должны знать и уметь?»

Сразу появляются дети, которые отмечают, что надо учить английский язык, без него никак не договориться с местными жителями. Кто-то задумался, а где это? На чем туда добраться? А еще мы пришли к выводу, что необходимо где-то узнать про климат, чтобы положить нужные вещи в чемодан, про национальные традиции, про флору и фауну этой удивительной страны, нет ли там опасных животных и растений…

«А причем тут школа?» - опять я заставляю их соединить одно с другим.

И один ребенок говорит неуверенно: «Наверное, в школе этому учат».

Перед тем как сделать вывод, хочу поделиться с вами диалогом с дочерью. В школу она пошла с формированной мотивацией школьника, и учится достаточно успешно.

- Вот вычисляем периметр и площадь геометрических фигур уже какой урок. Зачем мне это знать и уметь? – размышляет она вслух.

Я была немного обескуражена, но ответила ей.

- Ты хочешь стать дизайнером. Тебе придется вычислять периметр и площадь помещений или участков, чтобы узнать, сколько материалов понадобится для реализации проекта в жизнь, и сколько придётся заплатить заказчику.

По Лермонтовским местам
По Лермонтовским местам

И современный ребенок тут же выдает:

- Придется нанять счетовода! А зачем мне тогда изучать в школе химию? Не интересна мне химия!

Замечу, что химию в третьем классе еще не изучают.

- Как это ты решила, что химия тебе неинтересна?

- А что тут может быть интересного, смешивать разные жидкости и решать трудные задачи!

- Помнишь, у тебя на день рождения было химическое шоу, и вы с ребятами пытались разгадать, в чем фокус показываемых вам опытов?

- Конечно, помню. Так это ведь шоу!

Пришлось поднапрячься и найти другие аргументы. Только на интересе в этой ситуации не справиться.

- Давай вместе поразмышляем. При создании интерьеров и ландшафтном дизайне используют разные материалы. Ты должна же быть уверена, что они безопасны для людей, растений и домашних животных.

- Состав указывают на этикетках! Разве нет?

- А тебе нужно знать особенности этих веществ, указанных в составе. При смешивании материалов, их соединении и сочетании также надо быть уверенным, что при их взаимодействии ничего не отвалится, и не будет выделять в воздух или почву опасные вещества. А какие вещества могут быть опасны?...

Теперь время для выводов.

Чтобы возникло желание учиться, ребенок должен понимать, зачем это ему нужно делать. Следует приводить примеры и обсуждать ситуации, в которых он наглядно увидит и прочувствует, как связаны знания, полученные в школе, с жизнью. Где они пригодятся? Чем больше таких ситуаций вы разберете, тем крепче и устойчивее будет желание учиться.

Сделайте ставку на любознательность. Все начинается в возрасте 3 лет, когда малыш донимает взрослых своими нескончаемыми вопросами: «Почему? Зачем? Как?».

Если мы не отмахиваемся от его вопросов и стремимся найти на них ответы в своей голове, энциклопедиях, книгах, интернете, мы поддерживаем интерес малыша к изучению окружающего мира. Акцентируйте внимание дошкольника, что помните о чем-то со школьной скамьи, показывайте альтернативные способы получения знаний: кулинарная книга, совет старшего поколения, консультация специалиста.

Со временем обязательно появится область, которая заинтересует его больше других. Поддерживайте его интерес к машинам, ручному труду, кулинарии, роботехнике… Найдите значимую для него сферу и соотнесите со школьными предметами, тогда ребенок будет стремиться к необходимым знаниям.

Любимое занятие - аэройога
Любимое занятие - аэройога

Мотивация школьника – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения ребенка, ситуации, предмета изучения, личности преподавателя, мнения окружающих.

Мотивацию следует постоянно поддерживать, подпитывать, как цветок, который вы посадили в горшок и поливаете, подкармливаете, подрезаете и ждете, когда он начнет образовывать бутоны и цвести.

Не забудьте задать ребенку вопросы! Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Обязательно поставьте 👍, мне будет приятно.

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!

Взаимосвязанные статьи:

Профилактика школьной дезадаптации - чтение дошкольникам книг о школе. Обзор книг
Всё о дошколятах и не только1 ноября 2022