Желание пойти в школу и желание учиться это одно и то же? Мы уже выяснили, что у дошкольника первоначально появляется желание пойти в школу. Начало смотрите здесь:
Читайте дальше, и вы узнаете, как двигаться вперед и воспитать в ребенке желание учиться.
Когда я задаю дошкольникам вопрос: «Зачем дети ходят в школу?», они быстро находят ответ: чтобы научиться читать, писать и считать, выучить таблицу умножения, ездить на экскурсии, все ходят в школу и мы должны. Эти высказывания говорят о том, что в большинстве случаев, дети понимают, что в школу идут за знаниями и умениями, за общением с одноклассниками.
«А какие школьные предметы изучают в школе? Кто знает?» - спрашиваю я дальше. И дети с удовольствием перечисляют названия школьных предметов, особенно активно те ребята, у которых есть старшие братья или сестры.
Задаю следующий вопрос: «А зачем человеку нужно уметь читать, писать, считать, знать химию, биологию, географию?»
И вот здесь предположений у дошкольников становится меньше, и, как правило, они не отражают сущности вопроса. Это происходит, потому что им не хватает жизненного опыта, а думать на далекую перспективу они еще не умеют.
Взрослые чаще всего пытаются донести до дошкольников, что учиться надо, чтобы не стать дворником, чтобы получить профессию и хорошо зарабатывать. Очень редко, но такой ответ можно услышать от детей, посещающих детский сад.
Проблема в том, что дошкольник не может в силу своего возраста осознать данный факт и проверить, так как интересует его ближайшая перспектива. А что он может легко осознать и принять?
Предлагаю ребятам разобрать ситуацию: «Представьте себе, что мама попросила вас купить в магазине хлеб и молоко. Что вы должны знать и уметь?»
И вот здесь-то для дошкольников все понятно. Они наперебой говорят, что знают, где лежит хлеб в магазине, какой хлеб любит папа, а какой хлеб покупает бабушка. Молоко надо брать в пластиковой бутылке, потому что ее потом можно сдать на переработку или сделать поделку в детский сад. Чувствуете жизненный опыт детей?
«А причем тут школа?» - опять я пытаюсь их заставить соединить одно с другим.
И один мальчик говорит: «Я однажды хотел купить мороженое. А мне денег не хватило!».
«Ура! Вот здесь-то и нужна математика!» - торжественно восклицаю я.
А ваш ребенок может купить в магазине что-то самостоятельно? Если готовитесь к школе, то можно уже пробовать!
Если вы хоть раз делали ремонт, то знаете, что перед покупкой материалов в магазине, необходимо рассчитать, сколько потребуется рулонов обоев, мешков цемента, коробок с керамической плиткой. А ребенок знает об этом? Проверьте.
Предлагаю дальше ребятам порассуждать. «Вы любите путешествовать?». И этот вопрос рождает массу воспоминаний, переносит нас на берега морей, в ближайший лес, в горы и пещеры.
«Представьте себе, что вы решили отправиться в Тайланд. Что вы должны знать и уметь?»
Сразу появляются дети, которые отмечают, что надо учить английский язык, без него никак не договориться с местными жителями. Кто-то задумался, а где это? На чем туда добраться? А еще мы пришли к выводу, что необходимо где-то узнать про климат, чтобы положить нужные вещи в чемодан, про национальные традиции, про флору и фауну этой удивительной страны, нет ли там опасных животных и растений…
«А причем тут школа?» - опять я заставляю их соединить одно с другим.
И один ребенок говорит неуверенно: «Наверное, в школе этому учат».
Перед тем как сделать вывод, хочу поделиться с вами диалогом с дочерью. В школу она пошла с формированной мотивацией школьника, и учится достаточно успешно.
- Вот вычисляем периметр и площадь геометрических фигур уже какой урок. Зачем мне это знать и уметь? – размышляет она вслух.
Я была немного обескуражена, но ответила ей.
- Ты хочешь стать дизайнером. Тебе придется вычислять периметр и площадь помещений или участков, чтобы узнать, сколько материалов понадобится для реализации проекта в жизнь, и сколько придётся заплатить заказчику.
И современный ребенок тут же выдает:
- Придется нанять счетовода! А зачем мне тогда изучать в школе химию? Не интересна мне химия!
Замечу, что химию в третьем классе еще не изучают.
- Как это ты решила, что химия тебе неинтересна?
- А что тут может быть интересного, смешивать разные жидкости и решать трудные задачи!
- Помнишь, у тебя на день рождения было химическое шоу, и вы с ребятами пытались разгадать, в чем фокус показываемых вам опытов?
- Конечно, помню. Так это ведь шоу!
Пришлось поднапрячься и найти другие аргументы. Только на интересе в этой ситуации не справиться.
- Давай вместе поразмышляем. При создании интерьеров и ландшафтном дизайне используют разные материалы. Ты должна же быть уверена, что они безопасны для людей, растений и домашних животных.
- Состав указывают на этикетках! Разве нет?
- А тебе нужно знать особенности этих веществ, указанных в составе. При смешивании материалов, их соединении и сочетании также надо быть уверенным, что при их взаимодействии ничего не отвалится, и не будет выделять в воздух или почву опасные вещества. А какие вещества могут быть опасны?...
Теперь время для выводов.
Чтобы возникло желание учиться, ребенок должен понимать, зачем это ему нужно делать. Следует приводить примеры и обсуждать ситуации, в которых он наглядно увидит и прочувствует, как связаны знания, полученные в школе, с жизнью. Где они пригодятся? Чем больше таких ситуаций вы разберете, тем крепче и устойчивее будет желание учиться.
Сделайте ставку на любознательность. Все начинается в возрасте 3 лет, когда малыш донимает взрослых своими нескончаемыми вопросами: «Почему? Зачем? Как?».
Если мы не отмахиваемся от его вопросов и стремимся найти на них ответы в своей голове, энциклопедиях, книгах, интернете, мы поддерживаем интерес малыша к изучению окружающего мира. Акцентируйте внимание дошкольника, что помните о чем-то со школьной скамьи, показывайте альтернативные способы получения знаний: кулинарная книга, совет старшего поколения, консультация специалиста.
Со временем обязательно появится область, которая заинтересует его больше других. Поддерживайте его интерес к машинам, ручному труду, кулинарии, роботехнике… Найдите значимую для него сферу и соотнесите со школьными предметами, тогда ребенок будет стремиться к необходимым знаниям.
Мотивация школьника – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения ребенка, ситуации, предмета изучения, личности преподавателя, мнения окружающих.
Мотивацию следует постоянно поддерживать, подпитывать, как цветок, который вы посадили в горшок и поливаете, подкармливаете, подрезаете и ждете, когда он начнет образовывать бутоны и цвести.
Не забудьте задать ребенку вопросы! Продолжение следует.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Обязательно поставьте 👍, мне будет приятно.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!
Взаимосвязанные статьи: