Человеку свойственно сомневаться. Возможно, и вам приходили мысли об эффективности психотерапии. Мы решили задать этот вопрос напрямую ее представителю – психологу Анастасии Аверковой.
- Что вы отвечаете людям, которые называют психотерапию мошенничеством?
- У каждого есть свое мнение. Есть те, кто против, есть кто за. Обычно это говорят люди, которые сходили на терапию, и психолог их не «спас». Есть такие клиенты, которые думают, что психолог за них все решит. Вторая группа – те, кто никогда не ходил: «Я сам справляюсь», – я с такими людьми не спорю.
Если они меня спросят, я скажу, что нет и этому есть логическое объяснение. Вообще, когда кто-то резко высказывается, я задаю наводящие вопросы, почему он так категорично высказывается, что повлияло на его мнение.
- О чем говорит то, что психотерапевт не справляется со своими эмоциями? Повлияет ли это на результат терапии?
- Все люди могут испытывать разные эмоции, чувства. Но психологу нужно уметь в психотерапии отключать свой опыт, свои эмоции в плане сопереживания, сочувствия. В противном случае он включается в работу непрофессионально, что может сильно повлиять на терапию. Если психотерапевт со своими эмоциями начнет задавать вопросы, это будет не экологично для клиента.
Профессионал понимает, что он сбивается, раздражен, выгорел и так далее. Тогда он идет к психологу на супервизию, чтобы справиться со своими эмоциями и корректно для себя и клиента входить в рабочий процесс. Те, кто этого не делают, я считаю, не профессиональны.
- Как часто должны проходить сессии?
- Все индивидуально. Бывает одной встречи достаточно, когда нужна экстренная помощь или нужно выслушать человека. Есть длительные сессии, когда раз в неделю психолог встречается со своим клиентом в течение месяца или года.
Нужно понимать, когда ты долго в терапии, какие результаты ты наблюдаешь и есть ли они вообще. Не просто ты сидишь разговариваешь, а есть ли результаты, запрос закрывается? Все зависит от открытости клиента, его мотивации, желания и от профессионализма специалиста.
- Как не стать зависимым от общения с психотерапевтом?
- Хороший вопрос. Здесь я ответственность перекину на специалиста. Если он понимает, что запрос проработали, человек самостоятельно может справиться, то свою задачу он уже решил. Клиент идет дальше. Иначе он просто подпитывает его встречами, позволяет быть зависимым от себя.
Задача психолога, чтобы человек самостоятельно справлялся. Поэтому важно не входить в зависимые отношения. Для меня принципиально, чтобы после моей сессии он умел сам разложить по полочкам, знал, откуда идет какая-то эмоция. Если бы я была клиентом, а не психологом, мне было бы сложно осознать свою зависимость. Психотерапевт, если он профессионал, это видит, и он скажет: «Мы проработали с тобой, можем завершить. Давай дальше сама». Потому что мы со взрослым человеком общаемся, а не с ребенком.
- Каков механизм изменения психики клиента, это внушение?
- В терапии мы фокусируемся на клиенте, его эмоциях, теле: «А ты что хочешь? Что бы ты хотел?». У каждого из нас много страхов, сомнений, обдумываний. Не всегда мы останавливаемся, чтобы спросить себя: «А что я по итогу-то хочу?». Психолог или коуч помогают понять себя, в процессе человек проговаривает и чувствует свои желания, что с ним происходит. Психика так работает, что когда мы начинаем фокус обращать на себя, свое тело и чувства, то мы собираемся в единое целое, начинаем слышать и понимать себя. Вот и все.
Внушением ни один психотерапевт не занимается, не говорит: «Ты лучший, ты лучший, ты лучший». Я могу поддержать человека, задать такие вопросы, в ответ на которые клиент сам расскажет про своих сильные стороны. Это умение задавать необходимые вопросы, которые помогают человеку задуматься, вспомнить, вытащить что-то из себя. Вот и появляются после этого, как говорят, инсайты.
- Как признать свою слабость, позволить себе обратиться за помощью к психотерапевту?
- Слабые не ходят к психологам. Нужно принять факт того, что я не могу справиться с данной проблемой. Я не справился вчера, не справился год назад и не справляюсь сейчас. Я понимаю, что мне нужен профессионал, который поможет разгрести то, что происходит в моей голове. Ни подруга, ни мама, ни тетя, ни брат, ни сват – они не помогут, они начинают рекомендовать из своего опыта.
Человек, который просит помощи, он не слабый, он объективно оценивает свои возможности, силы, знания. Часто я слышала от людей: «Надо мне больно к психологу, я и сам справлюсь». Такие люди там и останутся. Когда человеку это не нужно, не стоит его направлять, заставлять. Человек сам к этому придет. Придет, разберется и решит. Зрелый человек понимает, что есть проблема и надо решать: «Я пробовал так, так и вот так – не получилось, пойду к психологу, попробую». Это уже круто!
Психолог: Анастасия Аверкова
Автор: Маргарита Бердюгина