Найти тему
IQ Media

Гражданское общество в период турбулентности: трудные времена научили людей объединяться

Фото: iStock
Фото: iStock

В годы пандемии и экономического кризиса процессы самоорганизации в российском обществе стали гораздо активнее. Граждане начали больше помогать тем, кому трудно, и зачастую реагировать на проблемы быстрее власти.

Такие тенденции обсуждали эксперты на XI Международной научной конференции исследователей гражданского общества «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.


Директор Центра Ирина Мерсиянова рассказала об исследовании, направленном на изучение социальных настроений россиян. Это постоянное исследование, которое проводится с 2007 года и позволяет рассматривать в динамике такие процессы, как доверие, сплоченность и готовность объединяться. Так, отмечено, что во время кризиса выросла доля тех, кто помогает незнакомым нуждающимся деньгами, вещами или поступками.

Опрос, проведенный до 21 сентября 2022 года, говорит Ирина Мерсиянова, показал, что 85% россиян могут назвать себя счастливыми. Эта доля относительно стабильна в последние годы. Положительные эмоции преобладают у 66% респондентов, негативные — у 19%.

«Молодежь до 30 лет чаще остальных демографических групп испытывает заинтересованность, гордость и ощущение, что все складывается к лучшему, а из отрицательных эмоций — скуку. Ощущение тревоги более характерно для пожилых людей», — рассказала Ирина Мерсиянова.

Более половины (51%) опрошенных оптимистично смотрят в будущее — считают, что в ближайшие годы их жизнь в целом улучшится. Около трети (29%) полагают, что она не изменится. О пессимистических ожиданиях сообщили 9% респондентов.

Более других склонны к оптимизму люди младше 50 лет, с хорошим здоровьем, не испытывающие финансовых трудностей и полностью удовлетворенные работой и жизнью, а также те, кто считает, что в стране преобладает согласие и Россия развивается в правильном направлении.

Доклад профессора факультета экономических наук, ведущего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Марины Шабановой был посвящен становлению этичных потребительских практик в России. Под этичным потреблением подразумевается ответственное, сознательное потребление, когда человек совершает покупки и использует блага не только исходя из соображений личной выгоды, но и под воздействием нравственного фактора, с учетом влияния на благополучие нынешних и будущих поколений.

Согласно проведенному исследованию, в целом в разные виды этичного потребления включены 38% россиян. Еще 16% оцениваются как потенциальные этичные покупатели. 41% относятся к подобным ценностям безразлично.

В частности, 42% поддерживают покупками этичных производителей — с бережным отношением к экологии, соблюдающих права животных и работников, участвующих в благотворительности, производящих товары из вторсырья. 35% из соображений заботы о природе стремятся меньше использовать одноразовые пластиковые пакеты, покупают товары в перерабатываемых упаковках. 46% отдают еду и вещи в хорошем состоянии нуждающимся через храмы и общественные организации (сокращение образования мусора). 45% сортируют мусор и сдают отдельные виды отходов (макулатура, пластик, стекло, металл, батарейки) в специальные пункты приема.

«Становление этичного потребления свидетельствует о расширении сферы и ресурсов российского гражданского общества», — убеждена Марина Шабанова.

При этом российские потребители, как и западные, часто не готовы жертвовать привычными товарами ради этичных и рассматривают их в комплексе, взвешивая разные конкурирующие соображения.

По материалам HSE Daily