Найти тему
Друг Истории

Русь многострадальная, героическая, великая. Историческая живопись народного художника Дмитрия Белюкина.

5-23  октября 2022  Российская академия художеств была открыта для персональной выставки «Многострадальная, героическая, великая…» народного художника России Дмитрия Белюкина. Согласно неофициальной традиции, на юбилейных выставках РАХ (на Пречистенке) художники стараются представить работы, сделанные за последние 5 лет. Так и на выставке Дмитрия Анатольевича я увидел много новых работ. Они формировали идейный стержень выставки, которую хотелось бы осветить в этом очерке.

#дмитрий Белюкин

Центральной картиной выставки, на мой взгляд, является работа "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима" 2019-2020гг. Картина адресуется к периоду 1652-1656гг., то есть периоду от избрания Никона патриархом (в 1652) до начала строительства Ново-Иерусалимского монастыря (1656) на берегу реки Истра.

#алексей михайлович романов

ист. https://belukin.ru/_upload/catalogue/897_b.jpg
ист. https://belukin.ru/_upload/catalogue/897_b.jpg

После разрушительного (соляного) бунта в Москве 1648г. молодой царь Алексей (1629-1676, царь 1645-1676) активно направил свои мысли на поиск духовных и правовых скреп в обществе. Пути укрепления государства он видел во многом на путях укрепления Веры. Именно в это время усиливается ориентация царя на византийскую православную культуру. Стремления России поддержали восточные  патриархи. Так, в 1649 году Иерусалимский патриарх Паисий, во время своего посещения Москвы, находясь на царском приёме, пожелал Алексею Михайловичу стать царём в Константинополе: «Да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения»

Триптих. Рассвет в Иерусалиме.
Триптих. Рассвет в Иерусалиме.

Приведу в связи с темой устремления к высшим идеалам власти в России строчки из романа Владислава Бахревского "Никон"

"Задавшись целью построить на Русской земле царство во всем угодное богу, превосходящее святостью Царьград и сам Иерусалим Алексей Михайлович.... пожелал быть царем в царстве ничем оскорбленной Истины. Будучи столь же деятелен, как сын его Пётр, Алексей Михайлович мысль имел более высокую. Пётр, любитель топора, перекраивал и перестругивал плоть России. Алексей Михайлович был озабочен недостаточной, по его разумению, высотой русской души. Пётр жил на земле и строил корабли. Его отец парил в небесах и строил на земле небо."

Петр первый. В образах исторических героев иногда узнаешь общих знакомых (здесь исторический реконструктор)
Петр первый. В образах исторических героев иногда узнаешь общих знакомых (здесь исторический реконструктор)

Петр 1
Петр 1

По смыслам, заложенным в картине "Алексей Михайлович и Никон", я взял небольшое интервью у автора.

Д.Белюкин: "Натурных портретов царей не было. Есть разные трактовки, версии, что, например, у Алексея Михайловича Романова была чёрная борода. Мне как-то этот образ на душу не ложится. О.Д. -  У Алексея Михайловича на картине весёлые глаза. - Д.Б. - Они оба в прекрасном расположении духа, весёлые и счастливые. Они строят православное государство. Они мечтают. Они считают, что духовная власть будет важнее светской. Это будет государство, где будет править Господь. Вот суть картины.

О.Д. - В веселости Никона я сомневаюсь. Во-первых, глаза у Никона печальные. Во-вторых, Никон как раз и погорел на идее, что духовная власть сильнее, чем светская и лишился патриаршества.

#патриарх Никон

Д.Б. "Ничего подобного. Он лишился патриаршества (в 1666г.), когда его стало заносить, когда превратился в самодура. Когда он преследуя староверов, сжигал не только книги, но рубил топором их иконы на Красной площади, доходя чуть ли не до ереси.

Вместе с тем тогда чуть ли не треть бюджета уходила на строительство храмов и помощь православным  церквам мира. Сам Алексей Михайлович был глубоко верующий, православный царь. Его день начинался в 5 утра с молебна в домовой церкви. Затем он шёл на литургию в один из кремлевских соборов, как правило, Благовещенский.

Я не согласен с тем, что на картине глаза у Никона грустные. Такого я не делал. На некоторых этюдах, рисунках на этой выставке он даже изображен мной с улыбкой на устах, также как и Алексей Михайлович. Улыбку на самой картине я убрал, но Никон у меня совершенно не грустный. Если кому-то глаза показались грустными, что теперь художнику оправдываться?"

О.Д. - Зная грустную судьбу Никона, такая мысль может приходить в голову.

Д.Б. - "Причём здесь грустная судьба?  В данный момент у него судьба счастливейшая. Он претендует на роль вселенского патриарха. Его предполагают избрать на эту роль все греки. Он ещё не попал в расставленные ими сети и ловушки исправления книг. Во многом это греки раскол придумали, чтобы сокрушить Россию. Все беды ещё впереди, страшнейшая трагедия раскола."

( С 1654 года книжная справа на Московском печатном дворе получает новое направление и черпает для себя образец уже в греческих печатных венецианских изданиях - О.Д.)

Д.Б.: "Протест староверов принял острые формы раскола в 60 годы 17 века, когда Ново-Иерусалимский храм уже вовсю строился (1656-1685). Была составлена колоссальная смета, огромное количество людей собрано. Истра была переименована в Иордан.

В 1666г. Никон был низвергнут из сана, его совсем занесло, он требовал превосходных почестей и царских покаяний. А царь уже вырос, он уже понимал, что его старинный друг иногда блажит. Предыдущий тандем патриарха Филарета с сыном  - царем Михаилом, отцом Алексея, был родственным, уникальным - отец и сын. Такой же тандем хотел устроить Алексей Михайлович. Когда приезжали иностранные послы, они давали подарки фактически двум царям - Никону, носившему титул с  «Великий Государь»  и Алексею. Степень власти была одинаковая, поскольку царь ею добровольно поделился."

Венчание на царство Михаила Романова (1613). Патриарх Филарет в 1613 всё ещё находился в плену у поляков.
Венчание на царство Михаила Романова (1613). Патриарх Филарет в 1613 всё ещё находился в плену у поляков.

Трудно мне, Отче. Царь Михаил и патриарх Филарет
Трудно мне, Отче. Царь Михаил и патриарх Филарет
Охота на медведя при Алексее Михайловиче
Охота на медведя при Алексее Михайловиче

16 век представлен на выставке картиной "Битва при Молодях 1572г." Разгром орды крымского хана войсками под предводительством Михаила Воротынского и Дмитрий Хворостинина произошел недалеко от Москвы.

-9

Тема победы над крымским ханом в 1572г. перекликается с большим триптихом "Конец третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945г."

вновь мастер с большой точностью воспроизвел все документальные детали того события, которыми пренебрегали многие авторы предыдущих полотен на эту тему. Они писали солдат в обычных гимнастерках «х/б» и в кирзовых сапогах, а не в офицерских «хромачах», офицерских галифе, в специально пошитых для этого френчах с особыми погонами – малиновыми с черной выпушкой. Для этого нужно было всего лишь посмотреть хронику в военном архиве, поднять документы." Добавлю, что с 1999 года Д.А.Белюкин работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

https://pravoslavie.ru/sas/image/103917/391718.b.jpg?mtime=1665388853
https://pravoslavie.ru/sas/image/103917/391718.b.jpg?mtime=1665388853
-11

А вот и автор науки Побеждать - Александр Васильевич Суворов в Кончанском.

-12

Художник, как правило, ищет образы для своих картин в лицах наших современников. Это и солдаты победы, и юный царь Михаил, и князь Ярослав Мудрый. Для князя послужил "натурщиком" молодой сибирский священник.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

Взвешивание вощаных (от воск) скалов в притворе храма Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде в конце 12 века (окт.2020). Скальвами или скалами называли весовые чаши равноплечих коромысловых весов.

-14

Храмы, священники - это сущностные темы творчества Д.А.Белюкина

Освящение воды митрополитом Филиппопольским Нифоном в храме Архангела Гавриила на Крещение. 2022
Освящение воды митрополитом Филиппопольским Нифоном в храме Архангела Гавриила на Крещение. 2022
портрет митрополита старообрядческой православной церкви Корнилия на Валдае. 2018г.
портрет митрополита старообрядческой православной церкви Корнилия на Валдае. 2018г.
Рассвет в Киево-Печерской Лавре
Рассвет в Киево-Печерской Лавре

Темы 19 века начинаются Отечественной войной 1812 года

Утро Бородинской битвы. Выезд на позиции кавалергардского полка. 2011. Полк находился в резерве в начале сражения. В составе лейб-кирасирской бригады его бросили в бой в критический момент третьей атаки французов на центральную батарею Раевского, французские кирасиры тогда овладели нашей позицией. Кавалергарды смяли кавалерию Груши.
Утро Бородинской битвы. Выезд на позиции кавалергардского полка. 2011. Полк находился в резерве в начале сражения. В составе лейб-кирасирской бригады его бросили в бой в критический момент третьей атаки французов на центральную батарею Раевского, французские кирасиры тогда овладели нашей позицией. Кавалергарды смяли кавалерию Груши.
Совет в Филях после Бородинского сражения
Совет в Филях после Бородинского сражения

Дмитрий Белюкин создал прекрасные иллюстрации к роману "Евгений Онегин". В 2022 художник представил серию картин на тему последней дуэли Пушкина. Реконструкцию дуэли в лицах проводят, кстати, наши общие знакомые.

#дуэль Пушкина

Встреча Пушкина и его секунданта Данзаса у кондитерской Вольфа и Беранже перед дуэлью.
Встреча Пушкина и его секунданта Данзаса у кондитерской Вольфа и Беранже перед дуэлью.
Секунданты и Дантес протаптывают дорожку для дуэли. На реконструкции рассказывают, что Пушкин во время подготовки в основном сидел на шубе, что не позволило ему хорошо разогреться перед выстрелом.
Секунданты и Дантес протаптывают дорожку для дуэли. На реконструкции рассказывают, что Пушкин во время подготовки в основном сидел на шубе, что не позволило ему хорошо разогреться перед выстрелом.
Теперь сходитесь! Позиция Пушкина и Дантеса до начала схождения к барьерам. 5 шагов до барьера. А барьер разделял противников на 10 шагов
Теперь сходитесь! Позиция Пушкина и Дантеса до начала схождения к барьерам. 5 шагов до барьера. А барьер разделял противников на 10 шагов

Дантес выстрелил первым, сходу, не доходя до барьера, когда Пушкин стоял уже у барьера и целился в противника.
Дантес выстрелил первым, сходу, не доходя до барьера, когда Пушкин стоял уже у барьера и целился в противника.

Раненый Пушкин настоял на ответном выстреле. Поскольку он выронил при падении пистолет, дуэль считалась законченной.
Раненый Пушкин настоял на ответном выстреле. Поскольку он выронил при падении пистолет, дуэль считалась законченной.

Дантес вернулся к барьеру и встал в дуэльную позицию - боком к противнику. Попадание в пуговицу спасло ему жизнь.
Дантес вернулся к барьеру и встал в дуэльную позицию - боком к противнику. Попадание в пуговицу спасло ему жизнь.
Не перевязав толком, Пушкина повезли домой. Отсутствие врача на месте дуэли погубило поэта.
Не перевязав толком, Пушкина повезли домой. Отсутствие врача на месте дуэли погубило поэта.
Пушкин в Михайловском
Пушкин в Михайловском
Михайловское. Серый ветреный день. 2021
Михайловское. Серый ветреный день. 2021

Пушкин и поэт Языков в Михайловском. 1991г. В 1826г. Языков гостил по соседству - в Тригорском у Прасковьи Осиповой.
Пушкин и поэт Языков в Михайловском. 1991г. В 1826г. Языков гостил по соседству - в Тригорском у Прасковьи Осиповой.
Эту картину  на дворцовой площади в Петербурге - Памятник - я бы назвал также Я памятник воздвиг себе нерукотворный
Эту картину на дворцовой площади в Петербурге - Памятник - я бы назвал также Я памятник воздвиг себе нерукотворный

Историческую тему до 1917г. на выставке завершаем картиной Ангелы моря. Подвиг русских моряков в Мессине в 1908г. (2019г.) Мессинское землетрясение (итал. Terremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. Первыми в Мессину прибыли корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота броненосцы «Цесаревич» (командир — П. Я. Любимов), «Слава» (командир — Э. Э. Кетлер), броненосный крейсер «Адмирал Макаров» (командир — В. Ф. Пономарёв) и чуть позже — бронепалубный крейсер «Богатырь» (командир капитан 1 ранга Н. Петров).

-31

Дмитрий - мастер пейзажной и портретной живописи. Здесь вы видите лишь несколько из многих его работ. Далеко не все "старые" картины представлены на выставке. И, конечно, больше эмоций получаешь, видя их вживую, а не в интернете.

Покров на Нерли в Великую субботу. В ожидании Праздника. 2022
Покров на Нерли в Великую субботу. В ожидании Праздника. 2022
Раннее утро. Мостки
Раннее утро. Мостки

Солнечное село Спирово. 2005-2016
Солнечное село Спирово. 2005-2016

На Ивана Купала 1986г.
На Ивана Купала 1986г.
Вечные ценности. Портрет Николая Петровича Мокина, деревня Терехово на Валдае.
Вечные ценности. Портрет Николая Петровича Мокина, деревня Терехово на Валдае.

Д.Б. "Когда-то в середине 90 годов я написал печальную картину "Последние стожки дяди Пети". Это был отец Николая Петровича Мокина, изображенного на этой картине. В деревню Терехово меня вывозил с трехлетнего возраста отец, для меня это стало моей малой родиной. Я не воспринимаю Москву, этот огромный город как Родину. Для меня этот Валдай – деревня Терехово Валдайского района Новгородской губернии – мое любимое место, у меня там домик, я туда при первой возможности уезжаю и люблю там работать, там рядом Иверский монастырь, построенный Патриархом Никоном, то есть это удивительные места, есть заповедник, поэтому для меня так близок и этот человек, и тема русской деревни.

Почти уничтоженная в постперестроечное время русская деревня каким-то чудом ещё живет. Крепок и вынослив русский человек, что ни придумает "родное" правительство в своих законах, он крякнет, ругнётся, потом затянет поясок и приспособится. В чём его опора, в чем его сила? В том, что он на своей земле и в незыблемых традициях..

И проживет он дольше, и именно к нему прилетают журавли, ему поют соловьи, ему светит солнце и идет грибной дождь. Дай бог ему сил и терпения!"

В картине "Вечные ценности" Дмитрия Белюкина заметно влияние его учителя, художника Ильи Глазунова.

Дмитрий Белюкин на выставке
Дмитрий Белюкин на выставке

О.Д.: Я бы назвал эту выставку вторым названием - Вечные ценности. - Д.Б. "Очень хорошая мысль.  Действительно, здесь есть картина, в которой есть вечные ценности у кусочка людей, которые задолбаны, замучены, не видят никакого улучшения, но у них есть опора. Вот и у нас всех есть опора, опора в Истории,  опора даже в многострадальности этой Истории."

Президент Рах Зураб Церетели на открытии выставки 4 октября 2022
Президент Рах Зураб Церетели на открытии выставки 4 октября 2022

#российская академия художеств

Уважаемые читатели, подписчики, если вам нравится очерк, не забывайте ставить лайки), этим вы помогаете блогу и автору.

Душин Олег, журнал №133, Друг Истории, #живопись

Блог исторической аналитики открыт вашему вниманию, подписке, лайкам и очень благодарен за них