Статуя Зевса в Олимпии - одно из семи чудес древнего мира и, возможно, самая известная статуя своего времени. Статуя была построена в храме, греческому богу Зевсу, и считалась самым важным воплощением бога для греков, и не увидеть ее хотя бы раз в жизни считалось позором. Размером с четырехэтажный дом или в семь раз выше среднего человека, это самая высокая статуя в Средиземноморье.
Согласно легенде, алтарь Зевса находился в месте, пораженном молнией, выпущенной богом со своего трона на вершине горы Олимп. Алтарь Зевса украшал дворы по всей Греции, паломники посещали множество храмов на вершинах холмов, но самым известным был храм Зевса, построенный на священном месте между двумя реками в Олимпии на западном побережье Греции.
В городе Олимпия находился не только храм Зевса, но и проводились Олимпийские игры. Впервые они прошли в 776 году до н.э. и с тех пор проводятся каждые четыре года. Разница между древними и современными Олимпийскими играми заключается в том, что древние игры проводились в честь религиозного праздника. Он проводился в честь Зевса, который считается отцом Олимпийских игр.
Храм Зевса был построен в классическом дорическом стиле греческим архитектором между 466 и 456 гг. до н.э. В древние времена город Олимпия был местом поклонения Зевсу, здесь было множество бань, храмов, памятников, алтарей, театров и прекрасных статуй.
Храм был подробно описан греческим путешественником Павсанием, который в 150 году нашей эры написал первый путеводитель по Древней Греции. Храм имеет 25 колонн, слегка заостренную крышу и 40 мраморных статуй в форме львов, служащих водостоками. Под фронтонами находились статуи, изображающие 12 подвигов Геракла. Храм следовал дизайну многих великих греческих храмов и похож на Парфенон в Афинах и храм Артемиды в Эфесе. Хотя храм считается одним из лучших примеров дорического дизайна по своему стилю и исполнению, сам храм считался слишком простым, чтобы быть достойным царя богов. Чтобы исправить ситуацию, было решено построить статую внутри храма.
Статуя Зевса была изготовлена в 430 году до н.э. греческим скульптором Фидием, который считается одним из самых известных художников Древней Греции. Работа над статуей заняла несколько лет и является одним из двух его шедевров, второй является статуя Афины на Парфеноне.
Статуя высотой 13 метров и шириной 6 метров стояла в центре храма. Греческий географ Страбон в I веке до н.э. заметил, что если бы Зевс поднялся с трона, то был бы выше храма. Смотровая комната позволяла посетителям осмотреть его с возвышенности, а попасть в нее можно было по двум винтовым лестницам.
Статуя была сделана из каркаса кедрового дерева, покрытого дорогими материалами, такими как слоновая кость, черное дерево, бронза, сусальное золото и драгоценные камни. Глаза Зевса были украшены драгоценными камнями, а на его голове был расположен венок из серебристых оливковых листьев. Его волосы и борода были сделаны из золота, а голые части тела - голова, руки и ноги - из полированной слоновой кости. На нем была золотая туника и пара золотых сандалий. Подставку для ног поддерживали два больших золотых льва. В левой руке он держал скипетр с орлиной головой - символ его власти над миром. В правой руке он держал статую Нике, крылатой богини победы. Чтобы его кожа из слоновой кости не потрескалась, бога регулярно протирали оливковым маслом, которое собирали в неглубокий бассейн у его ног и ежедневно использовали для очистки статуи.
Статуя Зевса простояла более 800 лет и была самой большой статуей, когда-либо построенной древними греками. Что произошло в ее последние дни, остается загадкой. В 391 году новый христианский император Рима Феодосий I приказал демонтировать статую и убрать золото. В 393 или 394 году нашей эры Феодосий I также отменил Олимпийские игры из-за их языческой связи.
Первые археологические работы на месте Олимпии были проведены в 1829 году группой французских ученых. Им удалось определить очертания храма и найти части скульптур, изображающих подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены в Париж и до сих пор выставлены в музее Лувра. Следующая экспедиция, из Германии в 1875 году, смогла составить карту всего храма и обнаружила остатки бассейна в полу, где хранилось масло для статуи.
В результате раскопок 1950-х годов обнаружилась мастерская Фидия, которая находилась под раннехристианской церковью. Археологи также нашли инструменты скульптора, яму для отливки меди, глиняные формы, гипсовые формы, использовавшиеся для лепки, и даже фрагмент одного из бивней слона, из которого была сделана кожа статуи. Некоторые глиняные формы, использовавшиеся для отливки золотых пластин, имели серийные номера, которые обозначали положение пластин на статуе. В 1958 году археологи нашли вазу из черного стекла с надписью "Я принадлежу Фидию".
Сегодня от храма остались лишь рухнувшие колонны и фундамент здания, обнаруженный во время археологических раскопок в 19 и 20 веках. Поскольку ни одна копия статуи никогда не была найдена, ее точное изображение никогда не было проверено, а большинство деталей были взяты из изображений на древнегреческих монетах и описаний.