Найти тему
О жизни, вере и кино

Восхождение (1976 г.)

Редкий случай, когда экранизация оказалась гораздо драматически сильней и интересней оригинала. Фильм снят по мотивам повести Василя Быкова "Сотников". Режиссер – Лариса Шепитько. Жанр – военная драма.

Режиссер Лариса Шепитько
Режиссер Лариса Шепитько

Лариса Шепитько режиссер непростой судьбы, она невероятно мало прожила и по человеческим меркам, и тем более, по кинематографическим, когда расцвет творчества режиссера зачастую приходится на вторую половину его жизни, когда он прошел долгий жизненный путь, усеянный терниями. А без них не бывает режиссерского труда с его постоянными переживаниями, нервами, застоями и срывами, и снова творческими вдохновениями. О Ларисе Шепитько я напишу отдельный пост, где расскажу о ее непростой судьбе и сложных взаимоотношениях с мужем, великим советским режиссером Элемом Климовым. А сейчас продолжу основную тематику этой статьи.

-3

Черно-белый фильм «Восхождение» я могу смело причислить к шедеврам советского кино. Такой яростный накал страстей между главными героями не часто встретишь, и все они развиваются на фоне войны, героизма, предательства, жестокости и торжества подвига.

Борис Плотников
Борис Плотников

Фильм рассказывает о двух белорусских партизанах, которых командир партизанского отряда отправил на поиски провианта. Два партизана, два главных героя, их ярко сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Эти два абсолютно разных и по темпераменту, и по взглядам на жизнь человека, оказались волею судьбы соединены вместе и прошли разные пути от предательства до героизма. Их экранные герои полностью трансформировались в течение чуть более полутора часов длящегося фильма, от которого с первых кадров нельзя оторвать взгляд. Фильм приковывает внимание каждым кадром, каждым сказанным словом, действием.

Картина снята в немного скупой повествовательной, почти документальной манере. Герои предстают перед нами точно живые, сопереживание зрителя становится как бы еще одной линией фильма.

Партизаны Рыбак и Сотников после стычки с полицаями скрываются в деревне, но спустя некоторое время их настигают каратели. Допросы, пытки, страх... Поиски выхода, компромисса, сделки с совестью приводят одного из героев фильма к предательству, второго к жертвенному подвигу.
Владимир Гостюхин
Владимир Гостюхин

«Восхождение» стал последним завершенным фильмом режиссера Ларисы Шепитько. Через три года после его выхода она трагически погибла в автокатастрофе во время съемок другой своей картины «Прощание с Матерой». По еще одной трагической случайности или предопределенности, вместе с ней в той аварии погиб и оператор фильма «Восхождения», Владимир Чухнов.

Труд по созданию сценария фильма растянулся на целых четыре года. Да, в советское время писали сценарии не так, как сейчас, потоком, за месяц, другой. Но все же и для того времени это был большой срок. Представляете, как нужно любить материал, и каково желание его реализовать, что режиссер четыре года болел этим материалом, боролся за него, отстаивал перед многочисленными заседаниями худсоветов.

Лариса Шепитько
Лариса Шепитько

Выбирая актеров, режиссер руководствовалась принципами неузнаваемости широкой публикой. Ей хотелось взять неизвестных исполнителей, чтобы за ними не вился шлейф уже сыгранных популярных персонажей. Например, актер Борис Плотников семь раз проходил пробы, прежде, чем его утвердили на главную роль персонажа Сотникова. На роль второго персонажа партизана Рыбака рассматривались двадцать актеров, и только двадцать первый сыграл эту роль. Ее исполнил актер с большой буквы, с неподражаемой харизмой - Владимир Гостюхин.

Владимир Гостюхин
Владимир Гостюхин

В своей творческой жизни я ни разу не работал с Гостюхиным, но однажды творческая судьба устроила мне с ним встречу. Я снимал 4 серийный фильм в Минске. Вместе с группой мы осматривали объекты. Стоим возле лифта, ждем. В подъезд входит седой, но бодрый мужчина. Я неожиданно осознаю, что много раз его видел. Сразу так и не узнаешь в постороннем человеке возле лифта, в обычном доме, великого актера. А когда узнал в сердце сразу возникла теплота и уважение. Хотелось сказать ему что-то важное. Поблагодарить за подаренные нам роли, но мы для него тоже были посторонние люди возле лифта, в обычном доме города Минска. Но в нашей группе был один человек, который его знал. Это была второй режиссер проекта Александра, она мило с ним поздоровалась, они обменялись несколькими репликами, так как раньше вместе работали и на этом общение закончилось. Мы молча ехали в лифте, я так и не сказал ему ни слова, но до сих пор вспоминаю ту молчаливую встречу. Сейчас вот решил написать о ней. Такие вот коллизии иногда происходят.

Лариса Шепитько специально выбрала для съемок самые морозные дни, чтобы актеры по ее замыслу почувствовали зиму на клеточном уровне. Сам Гостюхин об этом говорил, что съемки не были игрой, а были смертью в каждом кадре. И он абсолютно прав. Потому что стужа проникает и в каждую клеточку зрительского сердца, а существование актеров в кадре полностью погружает в реалистичность происходящего на экране.

Стоит отметить прекрасную игру актера Анатолия Солоницына, сыгравшего роль Следователя, мерзкого, противного, продажного и жесткого. Роль второго плана, но по воздействию на сюжет и на зрителя сравнима с главными персонажами. Такого упыря сделать – нужно отменное мастерство. В каждом жесте, взгляде, слове прямо сквозит изысканной смердяковщиной, таких червяков не каждый сыграет, а только большие актеры. Бытует мнение, что отрицательного персонажа интереснее и труднее играть, но, чтобы такого подонка изобразить, по мне, так нужно столько сил внутренних потратить, потом еще долго отходить надо. Но большому актеру все по плечу.

Анатолий Солоницын
Анатолий Солоницын

После завершения съемок у фильма была непростая судьба. Шепитько обвиняли в том, что она отказалась от традиционного показа советских людей во время войны, ушла в религиозную философскую притчу. Фильм был на грани запрета. Пришлось вмешаться ее мужу, режиссеру Элему Климову. Ему удалось связаться с высшим руководством компартии Белоруссии и только после личного просмотра Петра Машерова, фильм был одобрен к выходу на экраны.

Фильм получил на разных отечественных и зарубежных кинофестивалях множество наград, но основная его заслуга не в этом, а в том, что он донес до нас суровую, жестокую, трагичную и героическую судьбу людей, проживавших в то время свои жизни и кладя их на алтарь победы.

Фильм актуален и в сегодняшнее непростое время.

Советую смотреть в обязательном порядке. Приятного просмотра!!!