До эпохи Цин (1644 — 1912 гг.) китайцы носили костюм, называемый ханьфу (汉服, буквально "одежда ханьцев"). Однако в разные эпохи китайской истории ханьфу выглядел по-разному, что особенно ярко отражено в женских образах. Тем не менее, изменения в одеяниях китайских мужчин не были столь масштабными и новаторскими, какие случались по велению моды в женских ханьфу. В этой статье я подробнее расскажу вам о том, что носили мужчины эпохи Тан (618 — 907 гг.) — Золотого века китайской культуры.
Костюм состоял из нескольких слоёв. Сначала мужчины надевали нижнюю рубаху ханьшань (汗衫, букв. "потная рубашка"). Следом шёл халат аоцзы (袄子).
В жаркие периоды и не на мероприятиях можно было носить только его (с нижней рубахой), но обычно аоцзы надевали под халат с круглым воротником — юаньлинпао (圆领袍).
Упоминания аоцзы встречаются ещё в записках государства Северной Ци (550-577 гг.). В эпоху Тан аоцзы имел длинные разрезы. Халат с разрезами слева и справа назывался "безбёдерным" (цюэкуа аоцзы, 缺胯袄子), если разрез имелся сзади, халат назывался "открытым сзади" (хоукай аоцзы, 后开袄子).
Помимо аоцзы в качестве второго слоя одеяния могла выступать чансю — рубаха с длинными рукавами (长袖, "длиннорукавка"). Короче чем аоцзы и частенько двухцветная.
Ещё один популярный элемент одежды танских мужчин — безрукавка баньби (半臂). Она также часто была двухцветной длиною до колен. При этом она не оголяла кожу, поскольку под ней всегда имелась рубашка с длинными рукавами (судя по всему, ханьшань).
Верхней одеждой был юаньлинпао — халат с круглым воротником. Учёные и благородные мужи носили его разновидность ланьпао (襕袍).
Этот халат был с узкими рукавами, запахивался направо, длина доходила до голени. Ланьпао не имел разрезов и делался из цельного куска ткани, халат с разрезом назывался цюэкуапао (缺胯袍).
Ношение брюк ку (袴) было обязательным. Обычно к определенному ханьфу имелся свой комплект брюк, однако если подол юаньлинпао был достаточно длинным, можно было надеть брюки не из комплекта.
Брюки ку были с открытой промежностью, надевались поверх штанов кунь (裈), которые служили в качестве нижнего белья.
Головной убор — ещё один важный элемент мужского костюма. Поначалу мужчины использовали повязку футоу (幞头), однако, будучи выполненной из мягкой ткани, она совсем не держала форму и выглядела не очень красиво, поэтому к ней в дополнение был придуман головной убор цзиньцзы (巾子), который делался из дерева или бамбуковой личины и шёлка. Фасоны цзиньцзы часто менялись, как и манера подвязывать футоу.
Невозможно представить мужской ханьфу без пояса (дай, 带). Он имел различные украшения, отражавшие статус его обладателя. Рассказ о поясах заслуживает отдельной статьи, поэтому здесь я только обозначу его наличие.
Это основные характеристики мужского костюма танских мужчин. Если вы нашли данную статью познавательной, поставьте ей лайк. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие выпуски об одежде Старого Китая!
Источники:
1. "Модный журнал китайского стиля" (《汉风潮流志》), выпуск 3, 2020 г.
2. Журнал 《中华遗产》("Китайское наследие"), выпуск 中国衣冠 (Китайская одежда и головные уборы), 2018 г.
3. Статья "Сколько одежды необходимо, чтобы вернуться в эпоху Тан? Слои и названия мужского одеяния" (回到唐朝需要准备几件衣服?唐代日常男装的层次与搭配). Автор статьи: 扬眉剑舞
https://www.douban.com/note/303151044/?_i=6282045tUzSg3g