Космические корабли той нелепо-угловатой формы, которую оценил бы и Пикассо; стройные юноши и девушки, будто сошедшие с глянцевых обложек гламурных журналов; автоматы, море кровищи и качественно оцифрованные гигантские пауки — вот что такое фильм "Звездный десант".
Постановщик фильма Пол Верховен провернул то, что обычно мало кому удается провернуть: поглумился над крупнобюджетным голливудским кино за счет работодателя.
Интересно наблюдать, как сюжет классического фантастического боевика, не претерпевая изменений, неумолимо начинает принимать сюрреалистическую, стебовую интонацию — исключительно за счет гротеска. Когда герои героичны чрезмерно, когда кровь извергается даже не фонтанами, а ниагарскими водопадами, когда пауков не просто много, а их дохрена, — тогда начинаешь чувствовать некий подвох со стороны режиссера. Провокация удается тем более, если режиссеру не изменяет чувство вкуса и меры, а "Звездный десант" один из тех немногих американских фильмов, снятых голландцем Верховеном, в которых чувство вкуса ему не изменяло.
Верховен умело балансирует на грани жанров: брутального боевика с сатирическим подтекстом и иронической пародии на брутальный боевик с сатирическим подтекстом.
Ведь если задуматься, то мир будущего, в котором граждане планеты получают право голосовать только отслужив в армии, вполне имеет право на существование. И то, что военный контингент сильно омолаживается в результате кровопролитных боев, — процесс закономерный. На войне как на войне. Инстинкт самосохранения рода (а здесь даже не рода, а вида) никто не отменял.
С одной стороны, Верховен осуждает милитаризм, а с другой стороны как бы и поощряет. Изображая в прямом смысле слова "пушечное мясо" (десантники гибнут как мухи, то бишь те же самые насекомые), он обращается к истории войн человеческой цивилизации, но в то же время отвергает само понятие "пушечного мяса". Ведь неслучайно Верховен набрал в фильм молодых, красивых, прежде нигде не засветившихся актеров (которые впоследствии нигде и не заиграли, по большому-то счету).
Герои фильма получают отличное образование в отлично оборудованных школах, а одинаковость их отличных (а в конце концов не отличных друг от друга) лиц, их выправка и стать говорят о некоем вмешательстве на генном уровне в развитие человеческой цивилизации. А тамошняя правовая система окончательно приводит к тому, что армию идут лучшие из лучших.
При этом "пролы", не служившие в армии и лишенные права голосовать, живут не хуже, чем отслужившие и выжившие. Можно прийти и к такому выводу, что, дескать, закономерен был крен человечества в сторону милитаризма. Сделано это было по-божьему промыслу: ведь не будь народ Земли столь воинственным и граждански ответственным, человечество погибло бы в схватке с арахнидами.
Верховен мастерски стирает границы между утопией и антиутопией. Ему интересно порождать сомнения у зрителя, и зритель, привыкший к зрелищу простому и недвусмысленному, отплатил режиссеру звонкой монетой — точнее говоря, отсутствием оной в кассе фильма. А ведь, по сути, фильм можно воспринимать и как очень зрелищный боевик с безобразно тупой интригой: крутое человечество "отваривает" инопланетян на их территории.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Пол Верховен.
Сценарий: Эдвард Немейер (по роману Роберта Хайнлайна),
оператор: Джост Вакано,
композитор: Бэйзил Полидорис.
В главных ролях: Каспер ван Дьен, Дина Мейер, Дениз Ричардс.
В ролях: Майкл Айронсайд, Джейк Бизи, Клэнси Браун и другие.
Интересные факты о фильме:
- База, на которой размещалась Академия Флота называется "Терешкова" в чеcть первой женщины-космонавта.
- В эпизоде обороны крепости сплошь отсылки на фильм "Зулу" (1964) — те же боевые кличи, съемки в тех же ракурсах.
- Камео продюсера первых двух "Роботов-полицейских" Джона Дэвисона: владелец собаки из уничтоженного Буэнос-Айреса, произносящий в пропагандистском ролике: "Лучший жук — мертвый жук!"
- Камео сценариста Эдварда Немейера: приговоренный к смерти в одном из пропагандистских роликов.
- В сцене выпускного бала в академии звучит песня "I Have Not Been to Paradise". Это кавер песни Дэвида Боуи "I have not been to Oxford Town", слова которой немного переделаны, отсылая не к 21-ому, а 23-ему веку. Исполняет ее дочь композитора фильма Зои Полидорис.
- В фильме масса отсылок на классические военные фильмы о первой мировой, второй мировой, вьетнамской и всяческих звездных войнах.
- Столько боеприпасов на тот момент не расходовалось ни в одном фильме.
- Реквизит из этого фильма, в частности военная форма и оружие, использовались потом во множестве фильмов и сериалов, в частности в "Светлячке".
📕 Купить роман Р. Хайнлайна "Звездный десант" в "Лабиринте":
Читайте также в моем канале: