Найти тему
Владимир Гордеев

Звездный десант (1997, США, фантастика / боевик / сатира): Хайнлайн, жуки и пушечное мясо

Космические корабли той нелепо-угловатой формы, которую оценил бы и Пикассо; стройные юноши и девушки, будто сошедшие с глянцевых обложек гламурных журналов; автоматы, море кровищи и качественно оцифрованные гигантские пауки — вот что такое фильм "Звездный десант".

Постановщик фильма Пол Верховен провернул то, что обычно мало кому удается провернуть: поглумился над крупнобюджетным голливудским кино за счет работодателя.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

Интересно наблюдать, как сюжет классического фантастического боевика, не претерпевая изменений, неумолимо начинает принимать сюрреалистическую, стебовую интонацию — исключительно за счет гротеска. Когда герои героичны чрезмерно, когда кровь извергается даже не фонтанами, а ниагарскими водопадами, когда пауков не просто много, а их дохрена, — тогда начинаешь чувствовать некий подвох со стороны режиссера. Провокация удается тем более, если режиссеру не изменяет чувство вкуса и меры, а "Звездный десант" один из тех немногих американских фильмов, снятых голландцем Верховеном, в которых чувство вкуса ему не изменяло.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

Верховен умело балансирует на грани жанров: брутального боевика с сатирическим подтекстом и иронической пародии на брутальный боевик с сатирическим подтекстом.

Ведь если задуматься, то мир будущего, в котором граждане планеты получают право голосовать только отслужив в армии, вполне имеет право на существование. И то, что военный контингент сильно омолаживается в результате кровопролитных боев, — процесс закономерный. На войне как на войне. Инстинкт самосохранения рода (а здесь даже не рода, а вида) никто не отменял.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

С одной стороны, Верховен осуждает милитаризм, а с другой стороны как бы и поощряет. Изображая в прямом смысле слова "пушечное мясо" (десантники гибнут как мухи, то бишь те же самые насекомые), он обращается к истории войн человеческой цивилизации, но в то же время отвергает само понятие "пушечного мяса". Ведь неслучайно Верховен набрал в фильм молодых, красивых, прежде нигде не засветившихся актеров (которые впоследствии нигде и не заиграли, по большому-то счету).

Герои фильма получают отличное образование в отлично оборудованных школах, а одинаковость их отличных (а в конце концов не отличных друг от друга) лиц, их выправка и стать говорят о некоем вмешательстве на генном уровне в развитие человеческой цивилизации. А тамошняя правовая система окончательно приводит к тому, что армию идут лучшие из лучших.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

При этом "пролы", не служившие в армии и лишенные права голосовать, живут не хуже, чем отслужившие и выжившие. Можно прийти и к такому выводу, что, дескать, закономерен был крен человечества в сторону милитаризма. Сделано это было по-божьему промыслу: ведь не будь народ Земли столь воинственным и граждански ответственным, человечество погибло бы в схватке с арахнидами.

Верховен мастерски стирает границы между утопией и антиутопией. Ему интересно порождать сомнения у зрителя, и зритель, привыкший к зрелищу простому и недвусмысленному, отплатил режиссеру звонкой монетой — точнее говоря, отсутствием оной в кассе фильма. А ведь, по сути, фильм можно воспринимать и как очень зрелищный боевик с безобразно тупой интригой: крутое человечество "отваривает" инопланетян на их территории.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Пол Верховен.
Сценарий: Эдвард Немейер (по роману Роберта Хайнлайна),
оператор: Джост Вакано,
композитор: Бэйзил Полидорис.

В главных ролях: Каспер ван Дьен, Дина Мейер, Дениз Ричардс.
В ролях: Майкл Айронсайд, Джейк Бизи, Клэнси Браун и другие.

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

Интересные факты о фильме:

  • База, на которой размещалась Академия Флота называется "Терешкова" в чеcть первой женщины-космонавта.
  • В эпизоде обороны крепости сплошь отсылки на фильм "Зулу" (1964) — те же боевые кличи, съемки в тех же ракурсах.
  • Камео продюсера первых двух "Роботов-полицейских" Джона Дэвисона: владелец собаки из уничтоженного Буэнос-Айреса, произносящий в пропагандистском ролике: "Лучший жук — мертвый жук!"
  • Камео сценариста Эдварда Немейера: приговоренный к смерти в одном из пропагандистских роликов.
  • В сцене выпускного бала в академии звучит песня "I Have Not Been to Paradise". Это кавер песни Дэвида Боуи "I have not been to Oxford Town", слова которой немного переделаны, отсылая не к 21-ому, а 23-ему веку. Исполняет ее дочь композитора фильма Зои Полидорис.
  • В фильме масса отсылок на классические военные фильмы о первой мировой, второй мировой, вьетнамской и всяческих звездных войнах.
  • Столько боеприпасов на тот момент не расходовалось ни в одном фильме.
  • Реквизит из этого фильма, в частности военная форма и оружие, использовались потом во множестве фильмов и сериалов, в частности в "Светлячке".

📕 Купить роман Р. Хайнлайна "Звездный десант" в "Лабиринте":

Звездный десант

Читайте также в моем канале:

Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)
Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)