От качества их работы часто зависит не просто здоровье, но и жизнь пациента: липецкая санитарная авиация перевозит тяжелых больных не только из районов в Липецк, но и в специализированные больницы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов.
Интересно, что в Липецкой области понятие «санавиация» почти три десятка лет было условным. Транспортировка экстренных пациентов осуществлялась только наземным транспортом: сначала на автомобилях скорой медицинской помощи, а потом – на реанимобилях. И только накануне 2021 года Липецкая областная клиническая больница заключила договор с «Российскими вертолетными системами» на осуществление транспортировок пациентов.
В 2021 году вертолет санитарной авиации «Ансат» доставил 59 пациентов в тяжелом состоянии. Из них 10 – в федеральные центры.
В 2022 году после 24 февраля из-за проведения специальной военной операции полеты гражданской авиации в Липецке временно были приостановлены. Это же коснулось и санитарных вертолетов. Полеты удалось восстановить только в сентябре. И к середине осени этим видом транспорта уже доставили 16 пациентов. Всего же за 2022 год их было 27.
И, как говорит заведующий отделением санитарной авиации областной клинической больницы Сергей Десяткин, их количество будет расти.
Сергей Десяткин – анестезиолог-реаниматолог с пятнадцатилетним стажем работы в воздушной службе спасения – рассказывает, что чаще всего транспортировать приходится пациентов с кардиологически острыми состояниями, ожогами, сочетанными травмами. Длительная перевозка на автомобиле может усугубить их состояние, и вертолёт становится настоящим спасением.
Однако важно понимать, что работа санавиации в регионе сейчас – плановая, а не экстренная. Это означает, что решение о транспортировке принимается не за 30 минут, а часто за сутки. Для полета подается заявка в национальную службу санавиации, затем идет согласование в Министерстве обороны и других ведомствах.
В вертолете есть все необходимое: аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, кардиомонитор, инфузомат. Борт может забрать пациента с любой ровной открытой площадки диаметром 30 метров, поэтому в регионе уже определены места для посадки и взлета санитарной авиации. Также вертолет оснащен санями и при необходимости может сесть в снег, на трассу.
Чтобы получить допуск к полетам, бригады медиков прошли дополнительное обучение. Поскольку реабилитационные манипуляции в воздухе мало отличаются от наземных, прежде всего врачам провели инструктаж по технике безопасности – что можно и чего нельзя делать на борту.
Пилотами на таких бортах работают только люди с большим опытом. Например, Сергей Рыжкин летает с 1988 года – набрал уже 500 часов. Сначала летал на вертолете Ми-8, а теперь на «Ансате».
Пациенты отмечают, что полет не доставляет никаких неудобств, нет ни тряски, ни головокружения, ни страха. Зато есть поддержка врачей, с которыми ничего не страшно.
Самое главное для врачей, как считает Сергей Десяткин, – это отработать саму схему быстрого взаимодействия между лечебными учреждениями, а уж свою работу каждый знает на отлично.