Сложно было раньше семьям потерявшим кормильца. Семьи разваливались полностью. Мальчишек отдавали в подмастерья, а женщины с дочерьми уходили в наёмные работницы. Одному Богу было только известно соединится семья или нет.
В рассказе "Воробьиная ночь" А. Серафимовича описана жизнь десятилетнего мальчика которого мать отдала в подмастерья паромщику. Не завидная судьба была у мальчика.
Спал на соломе выстланной на деревянном полу. Делать нужно было всё без разговоров иначе прогонит и впереди голодная смерть. Хотя паром и работал по определённому времени, но люди прибывали и раньше.
Паромщик выгонял мальчика первым, а сам продолжал спать. Если люди хотели быстрее переправиться, то помогали мальчику сами работать шестом и канатом, а обратно мальчик гнал тяжёлый паром сам.
Ранним утром прибыло две подводы лошадей с товаром и как всегда мальчика выгнали на помощь. Люди были похожи на бандитов и мальчик их опасался.
С канатом он плохо справлялся, детские руки не вытягивали паром и подводчикам пришлось помогать самим. Обратно мальчик гнал тяжёлый паром сам и пригнал к обеду. За что получил нагоняй, мог бы и быстрее.
Выбившегося из сил мальчика паромщик заставил конопатить лодку, а сам принялся за дело. Мальчик с замиранием сердца смотрел на купающихся ребят, на женщин полоскавших бельё, на мужиков моющих лошадей.
Ему очень не хватало семьи, которая развалилась в одночасье. Люди мало замечали мальчика, у каждого своё счастье и горе. Много таких мальчиков повсюду, как им помочь в те времена не знали.
Вечером паромщик ушёл бражничать оставив мальчика за старшего. Надвигалась гроза и вряд ли кто захочет переправляться в такую погоду. Но желающие нашлись на противоположной стороне, кога уже пошёл дождь.
Боясь погоды и пересиливая себя мальчик сел в лодку и поплыл за мужиками, чтобы они помогли вести паром. Волны на реке поднялись большие и мальчик не мог справиться с лодкой.
Выбившись из сил он лег на дно лодки и заплакал зовя маму. Волны переваливали через борта лодки заливая её водой. Мальчик не хотел уже и вставать, и бороться, он хотел утонуть, чтобы закончить свои мучения. Река лодку с мальчиком выкинула обратно на берег.
Лодка была разбита. С другого берега кричали грозными словами ожидая парома. Боясь получить по шее от паромщика, который всё узнает, когда вернётся. Мальчик отвязал паром и поплыл.
Паром оказался неуправляемым, канат ходил произвольно грозя мальчику утащить в реку, шест выбивала вода. Выбившись из последних сил мальчик свалился на паром.
Вдруг из реки вынырнуло чудище спасаясь от которого мальчик прыгнул в реку. Чудище поймало его и привязало верёвками к парому. Мальчик потерял сознание.
Придя в себя мальчик увидел около себя двух утренних погонщиков, которые возвращались назад и которых утром он принял за бандитов.
Один из погонщиков увидя, что плот застыл на середине реки решил поплыть, тем самым спас и мальчика и переправил свои подводы. Старый подводчик сидел и гладил мальчика по голове, говоря, что он вырастет и наберётся сил.
Мальчику с этими незнакомыми людьми было так хорошо и уютно, что хотелось смеяться и чтобы остановилось время. Но время шло дальше уводя погонщиков по своим делам, а мальчику готовя новый трудовой день.
Совершенно неизвестно сколько детей лишены ласки и заботы родителей, что мгновенья ласки посторонних людей сохраняют на долгие годы в своих сердечках.